Осетия Квайса



Владикавказ 41-го года увидел за неделю семь народных артистов СССР

Isk-1Когда говорят музы, пушки, к сожалению, не всегда молчат. Но искусство – тоже мощное оружие. Пусть оно не стреляет, но в трудные времена заряжает уверенностью, открывает сердцам людей веру в лучшее будущее. Именно так следует воспринимать приезд во Владикавказ 70 лет назад, в сентябре грозного 1941 года, выдающихся мастеров сцены Московского художественного академического театра, Малого театра и профессоров Московской консерватории.

Никто еще не знал, что линия фронта дойдет до Владикавказа и что враг встретит здесь неприступную стойкость его защитников. Все это будет потом, а пока мужчины Осетии рвались и уходили на фронт, чтобы овеять себя на полях сражений славой героев. Оставшиеся напряженно вслушивались в сводки Совинфорбюро, с тревогой воспринимая сводки о ходе и местах боев.

Приезд блистательных деятелей культуры в город на Тереке стал в этой обстановке не только большим событием, но и большой моральной поддержкой. Раз правительство страны уделяет внимание тому, чтобы к высоким образцам культуры приобщалась российская провинция, значит, в Москве уверены, что военные неудачи не носят фатального характера.

А.Тарасова.

А.Тарасова.

И.Москвин.

И.Москвин.

Возглавлял представительную делегацию народный артист СССР, депутат Верховного Совета СССР Иван Москвин. Вместе с ним в столицу Северной Осетии приехали народные артисты СССР А.К.Тарасова (МХАТ, жена И.Москвина), В.И.Рыжова и М.М.Климов (Малый театр), профессора К.Н.Игумнов, А.Долино, Б.О.Сибор.

Дорогих гостей 6 сентября 1941 г. на железнодорожном вокзале во Владикавказе встречали горячими аплодисментами и большими букетами цветов работники искусств Северной Осетии, артисты Осетинского и Русского драматических театров, трудящиеся города.

В последующие два дня состоялись театрализовано-музыкальные концерты во Владикавказе, которые вызвали огромный интерес.

О.Книппер.

О.Книппер.

М.Тарханов.

М.Тарханов.

Только-только уехала группа во главе с Иваном Москвиным, как во Владикавказе высадился еще один культурный десант.  13 сентября 1941 г. в столицу Северной Осетии прибыли народные артисты СССР О.Л.Книппер-Чехова, М.М.Тарханов (брат И.Москвина), Ф.П.Шевченко, народные артисты РСФСР В.О.Масалитинова (Малый театр), А.Б.Гольденвейзер (пианист), лауреат Всесоюзного конкурса камерная певица Нина Дорлиак, артистка МХАТ Е.Ф.Скульская, профессора Московской консерватории скрипач Е.М.Гузиков и пианистка М.С.Неменова-Лунц.

В тот же день прошел первый концерт. А 14 сентября днем и вечером во Владикавказе в Летнем театре парка культуры и отдыха состоялись еще два концерта. На всех зал был переполнен. Многие стояли вдоль стен и размещались в проходах.

Город на Тереке жил и чувствовал горячую поддержку страны, чтобы в решающий момент внести свой героический вклад в общую Победу.

Шесть концертов

Концерты с участием народных артистов СССР, состоявшиеся 6-7 и 13-14 сентября в Летнем театре, явились значительным событием в культурной жизни города.

И хочется вновь сказать о большом художнике советской сцены И.М.Москвине. Выходит артист в своем обычном костюме и начинает читать рассказ двух мужиков у Царь-колокола или исполняет роль мужика в чеховском рассказе «Злоумышленник», а перед вами уже не Москвин, а мужик – так колоссальна и убедительна сила перевоплощения.

Скуп артист в своих жестах, мимике, в словах, но как убедителен каждые его жест, как весомо и зримо каждое слово художника! Типизация образа изумительна, чеканна, и, может быть, поэтому сила обобщения колоссальна.

Очень сильное впечатление оставило выступление народной артистки СССР А.К.Тарасовой в двух отрывках из романа «Анна Каренина». Артистка вся уходит в повествование и увлекает за собою весь зрительный зал.

Артистка в небольшом, по существу, отрывке, благодаря мастерскому исполнению, сумела раскрыть перед зрителем целый мир глубоких человеческих переживаний, подлинного драматизма и показать, в частности, большую драму русской женщины – Анны Карениной. Колоссальна эмоциональная сила воздействия актрисы; к тому же своим обаянием она чарует зрителей. Вот почему так горячо встречал зал каждое появление Тарасовой.

В выступлении народной артистки В.И.Рыжовой хочется отметить огромную культуру сценической речи, идущей от «Дома Щепкина».

В игре народного артиста М.М.Тарханова зрителя пленяет изумительная простота и глубочайший реализм. Мимика, жест, слово – все элементы авторской игры художник мобилизует и, пропуская через свою творческую призму, подает их зрителю в законченной, до тонкости отделанной форме. Именно это мастерство продемонстрировал артист в отрывке из «Смерти Пазухина».

О.Л.Книппер-Чехова в рассказе Чехова «Злой мальчик» очень хорошо и проникновенно передала чеховский юмор, его лирику.

Почти за полвека артистической деятельности К.Н.Игумнов завоевал популярность как крупнейший пианист и педагог, как воспитатель нашей талантливой молодежи. Главное в исполнительском облике Игумнова – какая-то необычная чистота и искренность чувства, непримиримого ко всякой напыщенности и фразерству.

Большую ценность представляет выступление маститого художника А.Б.Гольденвейзера. В игре Александра Борисовича как бы воплощены секреты вечной молодости, и вместе с тем его игра отмечена печатью мудрости, ясного и спокойного ума. Вот откуда рождаются простота и благородство исполнения «Вариаций» Чайковского и знаменитое «Рондо» из сонаты Моцарта, хорошо принятых публикой.

Известный скрипач профессор Б.О.Сибор посвятил короткую программу произведениям романтических стилей, и это помогло ему показать различные стороны своего дарования.

Мы слушали и скрипача профессора Е.М.Гузикова. Будем ему благодарны за проникновенное толкование «Мелодии» Глюка. В популярных «Цыганских танцах» Сарасате артист сумел передать задушевность лирических эпизодов и блеск темперамента народного танца. В заключение Е.М.Гузиков тепло исполнил «Поэму» Фибиха.

Молодая певица Нина Дорлиак хорошо исполнила романсы Варламова, Гурилева и жанровую старо-французскую песню.

Двое зрителей,
«Социалистическая Осетия», 19 сентября 1941 г.