Осетия Квайса



Светлые дороги «Маленького джигита»

// Детский ансамбль танца, ставший одним из «брендов» Осетии, отметил 75-летие

…Дорога к вершинам всегда начинается с некоей судьбоносной точки отсчета. С того самого первого шага, без которого для тех, кто ступает на эту дорогу, не было бы ничего: ни побед, ни триумфов, ни лавровых венков…

Для детского образцового ансамбля народного танца Республиканского Дворца детского творчества «Маленький джигит» – хореографического коллектива, давно сделавшегося гордостью Осетии, ее «визитной карточкой», ее, как модно нынче говорить, брендом – такой точкой отсчета стало 15 ноября 1939 года. Именно в этот день, 75 лет назад, Советом народных комиссаров Северо-Осетинской АССР, возглавлял который тогда Кубади Кулов, было принято постановление: организовать при республиканском Дворце пионеров детский ансамбль песни и пляски в составе 120 человек.

«…Ты помнишь, как все начиналось?..»

«…В ансамбль входили учащиеся школ с 8-летнего возраста и до 18 лет… Хорошо помню, какое огромное впечатление произвело его первое выступление на слушателей-зрителей, – вспоминал много позже первый художественный руководитель этого коллектива Евгений Колесников. – Ансамбль на сцене представлял из себя многокрасочный цветник из красивых национальных – русских, украинских, осетинских, грузинских, армянских – костюмов. Звучание хора не уступало и любому хору взрослых. Танцы детей еще больше поражали зрителей четкостью и техничностью исполнения…»

…Худруки ансамбля Заурбек Битаров и Урусхан Сопоев, стоявшие у его «штурвала» перед Великой Отечественной войной. Пришедшие им на смену в коллектив после войны Эльбрус Точиев, Асатин Доев, Хазби Шавлохов, сотрудничавшие с ним Коста Цаболов и Александр Джиоев… Все это – тоже люди, щедро вкладывавшие в работу с мальчишками и девчонками из ансамбля песни и танца республиканского Дворца пионеров в первые 25 лет его творческой истории свои талант и душу. И одним из мальчишек, танцевавших здесь, в ансамбле, в конце 1950-х годов, был нынешний художественный руководитель «Маленького джигита» – Таймураз Кокаев. Бессменно возглавляющий ансамбль уже в течение полувека. Заслуженный работник культуры Северной Осетии и России. Блистательный мастер осетинского танца и педагог-хореограф, для которого эти два звонких и светлых слова – «Маленький джигит» – стали всем: и судьбой, и любовью, и тем, чему навсегда и без остатка отдано сердце…

– Сам я пришел в этот коллектив в 1958 году. Тогда я, сельский парнишка, учился во Владикавказе, в школе-интернате для музыкально одаренных детей: был такой на улице Димитрова. А республика вовсю готовилась к участию в той, первой, знаменитой Декаде осетинского искусства и литературы, которая должна была пройти в Москве. И одним из ее участников был и ансамбль республиканского Дворца пионеров. Руководство республики, возглавлял которую тогда Билар Кабалоев, сделало все, чтобы подготовились мы к этому ответственному выступлению как можно солиднее. В Осетию были приглашены именитые балетмейстеры из разных городов Советского Союза, которые ставили нам танцы. В том числе, главный балетмейстер тбилисского Дворца пионеров Рубен Чехонелидзе – он потом стал большим другом нашего коллектива. И практически половина танцоров нашего ансамбля, в итоге, поступила на первый курс хореографического отделения, которое в 1961 году открылось в городском училище искусств. И я – тоже, – рассказывает Таймураз Дзамболатович. – И в том же году мне и еще двум моим однокурсникам как раз и предложили возглавить танцевальный ансамбль Дворца пионеров. Потому что нашего худрука, заслуженного артиста республики Асатина Доева, отправили на пенсию, а мы всю эту программу уже хорошо знали…

Читать по теме:

Большие победы «Маленького джигита»

 

А «Маленьким джигитом» мы стали после большого концерта, который дали в начале 1970-х на сцене московского Дворца пионеров. В первом его отделении выступал вокально-инструментальный ансамбль нашего Дворца под управлением Александра Кумова – вот именно он-то тогда и носил это название. В честь песни Харитона Плиева «Маленький джигит», которая была, как сейчас говорят, хитом его репертуара. А во втором отделении – мы, танцоры. И после этого во Владикавказ, тогда еще – Орджоникидзе, из разных уголков страны во Дворец пионеров стали приходить приглашения на конкурсы и фестивали, в которых наш коллектив тоже все упорно именовали «Маленьким джигитом». Вот так это название и привилось: получилось, что подарили его ансамблю вовсе не мы сами, а наши зрители…

Танец для Генсека – и 28 кремлевских ёлок

…Сегодня «Маленький джигит» – единственный в республике детский хореографический коллектив, являющийся лауреатом Государственной премии имени Коста Хетагурова. Многие из тех ребят, кто здесь когда-то танцевал, прочно связали свои судьбы со служением искусству Осетии: среди них – известные и любимые в республике танцоры, балетмейстеры, педагоги-хореографы, музыканты… Чтобы назвать всех поименно, пожалуй, даже целой газетной полосы не хватит. А еще «Маленький джигит» по праву считается одним из самых ярких и талантливых детских танцевальных коллективов России. Его выступления всегда срывают неистовые шквалы оваций и в лучших столичных концертных залах нашей страны, и за рубежом. А наград у ансамбля столько, что кто-то из журналистов, беря интервью у Таймураза Кокаева, однажды даже пошутил: «У «Маленького джигита» их больше, чем было в свое время у Брежнева!..»

– Кстати, о генсеках, – улыбается мой собеседник. – Никогда не забуду одну из первых своих больших постановочных работ на сцене – это была танцевальная сюита, которую нашему ансамблю поручили подготовить к приезду в Осетию Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева. Это был один из номеров концерта, который показывали главе государства в незадолго перед тем открывшемся во Владикавказе музыкально-драматическом театре. Мне сказали: участвовать там должно не менее 50 детей. Специально выделили нам помещение-стационар в здании школы-интерната № 4 на улице Минина, где мы и жили все летние каникулы, репетируя этот номер… И в грязь лицом перед Генсеком не ударили: Хрущеву концерт понравился. Ну, а потом… Ох, в Москве практически нет такого концертного зала «с именем», где бы мы ни выступали. Только на сцену Дворца съездов выходили 28 раз – как участники новогодних кремлевских елок. А в этом зале помещается 6 тысяч зрителей – вот и посчитайте, сколько детей со всей страны посмотрели выступления «Маленького джигита» только на одних этих елках!

Три раза мы выступали в Большом театре. Выступали на сцене Колонного зала. Концертного зала имени Чайковского. Концертного зала «Россия». Кремлевского театра… В 1975 году наш ансамбль стал лауреатом I регионального фестиваля детской хореографии Кавказа в Тбилиси. Оттуда мы привезли 18 золотых медалей. Просто фурор, помню, там произвела и аккомпаниатор нашего ансамбля, незабвенная Ирина Мистулова, работавшая с нами в течение многих лет… Дважды были на фестивалях в «Артеке». 12 раз – во всесоюзном пионерском лагере «Орленок». В 1996 году участвовали в торжествах, посвященных 300-летию Российского флота, которые проходили в «дальневосточном «Артеке» – детском лагере «Океан». А всего в «Океан», директором которого, кстати, работает сегодня наш земляк Валерий Марзоев, нас приглашали 6 раз… Участвовали мы и во всех Декадах осетинского искусства и литературы, проводившихся в Москве, и в московских юбилейных концертах, посвященных 120-летию, 130-летию и 150-летию Коста… Да разве все перечислишь!

История с географией, или От «Русской зимы» – до «Утренней звезды»

А скольких зрителей дальнего зарубежья познакомил «Маленький джигит» с танцевальным искусством Осетии! Первое его зарубежное турне состоялось в 1972 году: это была поездка в Болгарию, в город Кырджали – побратим Владикавказа. В 1976 году ансамбль завоевал Гран-при на международном фестивале в Чехословакии. А «постперестроечные» годы расширили географию его выступлений за рубежом еще больше. И из каждой такой поездки ансамбль возвращается триумфатором.

– Не забыть, конечно, наше участие в 2005 году во II фестивале искусств «Русская зима», проходившем в Лондоне. Там, на знаменитой Трафальгарской площади, выступление «Маленького джигита» увидели около 100 тысяч человек… Не забыть и концерт, который мы дали в 2002 году в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО – во время Дней Северной Осетии, – рассказывает Таймураз Кокаев. – Было очень ответственное турне по Швейцарии в середине 2000-х годов. Была поездка в Китай, на грандиозный международный Тяньдзинский фестиваль, в котором участвовали коллективы из 60 стран мира и 40 провинций Китая: туда мы попали благодаря нашему земляку Феликсу Санакоеву, возглавлявшему в Москве общество российско-китайской дружбы, и принимали нас там просто «на ура». Были прошлогодние гастроли в Италии, на Сицилии и в Калабрии, еще совсем свежие в памяти у всех танцоров ансамбля – они состоялись при поддержке председателя Правительства республики Сергея Такоева, Постпредства Северной Осетии при Президенте РФ и республиканского Минобрнауки… А как не вспомнить об участии «Маленького джигита» в концерте-реквиеме в память жертв бесланской трагедии во Дворце музыки в Страсбурге – вместе с оркестром Мариинского театра? В этой поездке вместе с нами участвовал тогда и Глава республики Таймураз Мамсуров…

…А еще в начале 2000-х годов была блистательная победа «Маленького джигита» в конкурсной программе популярнейшего телешоу «Утренняя звезда» на канале ОРТ. И – три поездки в Сочи, на международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Надежды Европы», президентом которого был народный артист СССР Махмуд Эсамбаев.

– В первый раз мы там взяли третье место: первые два не присудили никому. Во второй раз – второе. И не успокоились, пока не привезли с «Надежд Европы» диплом первой степени, – улыбается Таймураз Кокаев. – А еще был удостоен ансамбль в Сочи личного приза Махмуда Эсамбаева – статуэтки «Хрустальный тореадор»…

О планах, преемственности – и секрете вечной молодости…

…Сегодня в основном составе «Маленького джигита» танцуют 40 ребят. А всего в ансамбле (если считать и те его подгруппы, куда набирают детвору, которая приходит сюда для того, чтобы освоить азы национальной хореографии просто «для себя») занимаются около 150 мальчиков и девочек.

– В репертуаре у нас – 18 танцев. 8 – это танцы соседних народов Кавказа, остальные – наши, осетинские. А что у коллектива в ближайших планах? 26 ноября вылетаем в Красноярск. Там – немало кавказских землячеств, и каждый год ими проводится красочный фестиваль культуры народов Кавказа. В этом году его организатором выступает осетинская диаспора, и, конечно, мы своим землякам должны помочь. Везем туда большую концертную программу, – делится Таймураз Кокаев. – А в марте будущего года планируем провести во Владикавказе юбилейные торжества, посвященные 75-летию «Маленького джигита», и пригласить на них своих коллег и друзей из разных регионов и городов России и ближнего зарубежья.

«Плечо» поддержки в проведении нашего юбилея нам подставили уже и Парламент, и Правительство республики, которым мы за это очень благодарны и признательны. Ансамблю выделены средства на пошив новых сценических костюмов. А режиссировать наш юбилейный концерт будет мой сын, Алан Кокаев, который сейчас учится в аспирантуре в ГИТИСе и работает там же, в Москве, в театре «Школа драматического искусства». И ему я тоже благодарен за эту поддержку.

Что ощущаешь, видя, что твои дети пошли в профессии по твоим, отцовским стопам, выбрав ту же профессию, что и ты? Целую гамму чувств, конечно, – и среди них и гордость, и тепло на сердце… И Алан, и его сестра Алина танцевали в «Маленьком джигите» в течение десяти лет. Сегодня Алина работает вместе со мной в ансамбле, много мне помогает, хотя сама окончила факультет иностранных языков СОГУ. У Алана – свой путь в хореографии, и мне – как хореографу уже, не как отцу – очень интересно следить за его творческими поисками. Была у него и совместная большая работа с «Маленьким джигитом»: постановка балета «Урок» на музыку Булата Газданова и Феликса Алборова, премьера которого состоялась в прошлом году в Осетинском театре. И работа эта много дала и нашим ребятам – и, я думаю, и самому Алану.

О чем сегодня мечтается еще? В этом году собирался наш ансамбль поехать в Тбилиси. Поклониться могиле нашего большого друга, замечательного грузинского хореографа Рубена Чехонелидзе, и дать на сцене тбилисского Дворца детского творчества благотворительный концерт в его память… Грузинская сторона откликнулась на эту идею очень тепло. Но, увы, поездку нашу сорвал сход селя, как раз в тот самый день «перерезавшего» Военно-Грузинскую дорогу в районе Верхнего Ларса… И все-таки, надеемся, мы обязательно этот замысел осуществим.

А вообще, удивительно иной раз себя чувствуешь – когда подходят к тебе после концерта люди, уже с сединой в волосах, и признаются: «А я тоже у вас танцевал…» И я абсолютно не жалею, что связал свою судьбу с танцем. Хотя в детстве всерьез собирался стать строителем, в юности, в училище искусств, мечтал работать в музыкальном театре – ставить оперетты, самому писать к ним либретто и музыку… Но, когда меня пригласили работать с детьми, я понял: вот это – и есть «мое». Настоящее… И сегодня, разговаривая на репетиции с 5-6-7-летним мальчишкой, я, честное слово, иногда забываю, сколько мне самому лет. И сам себя ощущаю таким же «маленьким джигитом»…

Е.ТОЛОКОННИКОВА
«Северная Осетия», 21.11.2014