Осетия Квайса



Под Кавказским хребтом

// 30 лет назад произошло «автомобильное» объединение Северной и Южной Осетии

Государственность Южной Осетии, защита ее народа от грузинской агрессии и перспективы всестороннего развития республики были бы невозможны, если бы еще в советское время не удалось добиться сначала принятия решения о строительстве Рокского тоннеля, а затем и воплотить это решение в жизнь.

Конечно, для СССР проект имел военно-стратегический и геополитический характер, а вот для двух Осетий это была давняя общенациональная идея. Нынешним и будущим руководителям пристало помнить, что она, эта идея, не была спущена директивными указаниями сверху, а рождалась и крепла в народных массах, была вызвана настоятельной жизненной потребностью.

И когда сегодня кто-то во Владикавказе или в Цхинвале пытается снова развести один народ по разным административным, а то и государственным «квартирам», то такая политическая целесообразность вряд ли будет широко востребована людьми – даже с учетом изменившейся и очерствевшей жизни. Важные страницы новейшей истории словно напоминают об этом.  

Тоннель пробит

Северный участок разведочно-транспортной штольни и Южная часть основного тоннеля под Рокским перевалом Главного Кавказского хребта соединились

Итак, свершилось! 4 ноября в 21.00 в недрах Рокского перевала прогремел последний взрыв, известивший о замечательной победе строителей Транскама – о сбойке участка разведочно-транспортной штольни и южной части главного тоннеля.

За несколько часов до этого события в горном журнале Орджоникидзевского тоннельно-строительного управления появилась следующая запись: «Выполнение заключительного задания по сбойке РТШ на пикете 303+66,5 поручить начальнику участка №3 Г.Кесаеву, заместителю начальника Э.Бизикову, горным мастерам К.Ватаеву, Ю.Мадзаеву, бригадирам С.Теблоеву, А.Кулову, проходчикам И.Бебпиеву, Ю.Джусоеву, В.Качлавову, К.Габееву, Г.Теблоеву, Т.Гагиеву, взрывникам С.Хосроеву, Э.Дзантиеву, водителям К.Дахкильгову, З.Абаеву, электрослесарям Г.Уракову, Э.Гацоеву».

Группа участников сбойки.

Распоряжением начальника «Севосетинавтодора» Б.Т.Теблоева были названы имена членов особой  сводной бригады, в состав которой включались лучшие представители основных подразделений  участка. Однако в эти неповторимые минуты в забой пришли буквально все, кто участвует в строительстве разведочной штольни уникального объекта. Третью смену подряд не выпускал перфоратора из рук и К.Цакоев…

– Как же иначе, – рассказывал позже, после взрыва, Казбек – один из героев тех связанных мужеством событий, – ведь решалась судьба наших социалистических обязательств.

А обязательства коллектива были действительно напряженными. Еще в конце июля проходчики, взвесив собственные возможности, решили значительно ускорить темпы работ и к 64-й годовщине Октября, раньше срока, произвести сбойку. Предстояло из оставшихся 348 погонных метров выработки в небывало сложных горно-геологических условиях пройти в недрах Кавказского хребта ровно 240. 108 нелегких метров ложились на плечи южан – строителей тоннельного отряда №13 «Тбилтоннельстроя».

Развернулась подлинная битва под землей. О размахе ее красноречиво говорят цифры. Сентябрь. Намеченный график опережается на 20 метров. Октябрь – на 50. темпы рекордные – за последний месяц взят стодесятиметровый рубеж. Подобные показатели – один из лучших в стране.

Упорно шли к цели и тоннельщики юга. В штаб стройки поступали вести об упорном преодолении трудностей бригадами Владимира Онищева, Амирана Бекоева, рабочими Сезаром Лапачи, Тенгизом Галадзе, Николаем Зайцевым, Бежаном Давидашвили…

И вот она, встреча! На том самом пикете, о котором говорилось в приказе, в двух тысячах метрах от устья северного портала, в глуби хребта, под километровой толщей вековых пород рухнула перегородка, разделявшая шедших к заветной точке строителей. Проходчики и взрывники, маркшейдеры и горные мастера, руководители тоннельных организаций устремились к образовавшемуся после взрыва проему.

На следующий день здесь прошли первые машины. Временный рабочий путь с Северного Кавказа в Закавказье на новой трассе был открыт!

*   *   *

Вчера на Северном портале тоннеля через Главный Кавказский хребет состоялся митинг строителей Транскавказской автомагистрали. Открывая митинг, начальник штаба строительства, секретарь Северо-Осетинского обкома партии А.Х.Чельдиев горячо поздравил строителей, выполнивших один из важнейших пунктов республиканских социалистических обязательств. Впервые в истории через Главный Кавказский хребет пробита в его толще транспортная магистраль протяженностью 3700 метров.

Много усилий приложили для осуществления сбойки проходчики Орджоникидзевского тоннельно-строительного управления «Севосетинавтодора» и ТО-15 «Тбилтоннельстроя». Успех достигнут благодаря мужеству и стойкости проходчиков и бетонщиков, механизаторов и электриков, водителей и машинистов, говорили в своих выступлениях начальник Орджоникидзевского тоннельно-строительного управления О.И.Марзоев, первый секретарь Алагирского райкома партии В.Х.Хатагов, бригадир проходчиков С.К.Теблоев, заместитель начальника «Тбилтоннельстроя» Г.К.Циминтия и начальник участка ТО-15 Т.Г.Дохиадзе.

Большого успеха добились строители, и теперь стройка вступает в новую фазу. Сбойка создает новые, значительно лучшие условия для дальнейшей работы. Теперь основная задача – в срок завершить все работы по строительству магистрали. Так решили строители.

В.ФРОЛЕНКО, В.БОГДАНОВ,
«Социалистическая Осетия», 6 ноября 1981 г.