Осетия Квайса



Наталья КАРАЕВА: «Наша задача – объяснить малышу, что от огня не спрятаться ни под кроватью, ни в шкафу…»

KaraevaЕкатерина ДЖИОЕВА

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают представители одной из самых почетных, героических профессий – пожарные. Казалось бы, при столь многочисленных возможностях современного общества, когда технический прогресс развивается с невероятной скоростью, пожар не может представлять такой опасности, как раньше. Но нет! И сейчас он является страшным стихийным бедствием.

Однако если пожарным, выезжающим на место происшествия, приходится бороться с последствиями возгорания, то работа пожарной охраны в целом более масштабна. Обучение, прогнозирование, анализ статистических данных. А с чего, собственно, начинается пожарная охрана? Пожалуй, со знания, в котором, как известно, сила.

«Предупрежден – значит вооружен!», – так считает Наталья КАРАЕВА – начальник Центра противопожарной пропаганды и общественных связей Первого отряда противопожарной федеральной службы Главного управления МЧС России по Республике Северная Осетия-Алания, встреча с которой состоялась во Владикавказе накануне Дня пожарной охраны.

– Чем занимается ваш центр?

– Название центра говорит само за себя: мы проводим работу по пропаганде знаний в области обеспечения пожарной безопасности среди населения. По большей части работаем с детьми разных возрастов. В возрасте трех-четырех лет у ребенка просыпается интерес к ярким живым огонькам. И именно в этом возрасте дети не понимают опасности игры с огнем, поэтому они зачастую гибнут при возникновении пожара. А почему? Да потому, что они просто прячутся от огня. Наша задача – объяснить малышу, что от огня не спрятаться ни под кроватью, ни в шкафу. Привить навыки осторожного обращения с огнем, ну, и, конечно же, научить, как действовать в случае возникновении пожара, как правильно себя вести, как вызвать пожарную охрану.

– Какие мероприятия проводит ваша служба?

– Самые разные. На нашей базе или выезжаем в детские сады, школы, другие учебные заведения, детские летние лагеря. Проводим встречи с ветеранами пожарной охраны, дни открытых дверей. Нас приглашают на различные мероприятия в пожарные части. Мы подсчитали, что за последние пять лет в мероприятиях, организованных центром противопожарной пропаганды, приняло участие 16 тысяч человек.

Karaeva-3В центр регулярно приезжают на экскурсии группы дошкольников, школьников, студентов. На нашей базе также проходят первоначальную подготовку пожарные, водители пожарных автомобилей, диспетчера.

В наших выставочных залах есть действующие макеты, где можно наглядно рассмотреть основные причины возникновения пожаров. Один из них – здание жилого двенадцатиэтажного многоквартирного дома. Он выполнен с соблюдением всех правил пожарной безопасности. На этом макете продемонстрированы основные причины пожаров, возникших вследствие несоблюдения элементарных бытовых правил пожарной безопасности жильцами.

Еще один интересный действующий макет, который, кстати сказать, очень любят дети, – «жилая комната до и после пожара». У этого макета мы с ребятами ищем и обсуждаем причины, по которым может возникнуть пожар. Когда макет разворачивается, перед глазами предстает страшная обугленная комната.

А еще дети внимательно разглядывают фотоматериалы, особенно трогает всех фотография слона, ведь на пожарах гибнут не только люди, но и животные.

Много говорим о пожарах в лесу. Дети бывают достаточно хорошо подготовленные, сразу видно, что с ними проводится неплохая работа. В летнее время после экскурсии, при наличии времени и если наши пожарные не на выезде, мы показываем гостям пожарные машины в действии.

– По какому принципу строится работа с дошколятами, ведь к маленьким деткам нужен особый подход?

– Что любят дети? Конечно же, игры, стишки, загадки. Все это мы учитываем при написании сценария. Во-первых, придумываем название. Например, «Чтоб не ссориться с огнем» или «Огонь добрый – огонь злой», или «Огонь – друг, огонь – враг», «Чтобы не было беды». А дальше – интересные конкурсы и состязания.

Чтобы научить детей, их надо увлечь, заинтриговать.

Чтобы научить детей, их надо увлечь, заинтриговать.

Например, можно положить на середину площадки два обруча, один для одной команды, другой – для второй, и на двух скамеечках расставить разные предметы, среди которых есть огнеопасные. Детки должны отобрать эти огнеопасные предметы и сложить их в обруч. Кто будет первым, тот и победил.

Или другой конкурс. Берем две лавочки, на конец каждой лавочки сажаем по мягкой игрушке. Детки должны проползти по скамеечке и спасти зверушку. Или прокатить пожарную машинку по серпантину из кеглей.

Детям очень нравятся такие задания, они тщательно готовятся, получается настоящий праздник. Поиграли, пошутили и знания закрепили. А, кроме того, получили призы.

Karaeva-4– Что вы придумываете для работы со школьниками?

– Скорее, они придумывают. Например, на прошлой неделе мы принимали участие в мероприятии во Владикавказе, подготовленном 16-й гимназией. В гимназии создана дружина юных пожарных «Огонек». Ребята подготовили встречу со своими младшими товарищами. Дружинники – пятиклашки, а зрители-участники – первоклашки. Мне понравилось. Они разыграли целое представление. Взяли красные ленточки, обозначающие огонь, и где они их прикрепляли, там соответственно возгорание. Рядом находились средства тушения пожара, чтобы дети знали, что можно чем тушить. Первая ленточка – горит занавеска. Малыши хватают ведро и заливают ее водой. Потушили. Потом телевизор (нарисованный макет). Один мальчишка сразу побежал ведро хватать. Остальные стали его дружно останавливать, потому что под напряжением тушить огонь водой нельзя. Нужно накрыть плотной тканью, чтобы перекрыть доступ кислорода и вынуть вилку из розетки, обесточить. Дальше прикрепили красную ленточку на мальчика. Дети стали катать его по полу, накрыли сверху тканью.

Продемонстрировали прекрасные знания. Абсолютно правильные действия: повалить, сбить пламя, накрыть плотной тканью, чтобы перекрыть для огня доступ кислорода. Вот такая отработка на практике правил поведения при различных возгораниях. Этому мы учим здесь, а потом дети постарше сами проводят мероприятия для учеников начальной школы и даже в детских садах. Они наши хорошие помощники.

А еще мы проводим викторины, соревнования, эстафеты и конкурсы детского творчества.

– Конкурсы детского творчества? Детского рисунка?

– Не только рисунка. Поделки по противопожарной тематике. Мы проводим республиканские конкурсы, отправляем работы на всероссийские конкурсы. Например, ЗАО «Дыхательные системы -2000» проводит конкурс детского рисунка на тему «Спасение на пожаре», а Всероссийское добровольное пожарное общество – на тему «Огонь – не забава!». Одна наша юная участница с интересной фамилией Халява несколько лет назад заняла на этом конкурсе первое место по России.

– Получается, в течение учебного года вы сотрудничаете со школами, а летом выезжаете в детские лагеря?

– Да, так и есть. Выезжаем в детские санатории «Тамиск», «Металлург», «Урсдон». Проводим спортивные эстафеты. На первых этапах отжимания, бег, ведь пожарный должен быть сильным, смелым, ловким. А дальше ставим пожарные рукава, участники должны уметь их разворачивать, подсоединять разветвления, удлиняя рукавную линию. Детей помладше учим, что нельзя разводить костер без взрослых. Предупреждаем: «С костром поработал – обязательно затуши».

Старшеклассники с увлечением участвую в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.

Старшеклассники с увлечением участвую в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.

Периодически участвуем в проведении соревнований «Пожарно-прикладной спорт», где состязаются дружины юных пожарных. Соревнования тоже проходят в несколько этапов. Стометровая полоса с препятствиями, подъем по штурмовой лестнице и пожарная эстафета.

– Планируете что-то к Дню пожарной охраны?

– К Дню пожарной охраны обычно проходятся соревнования между подразделениями пожарной охраны, здесь же соревнуются и дружины юных пожарных.

– Слушаю вас и ловлю себя на мысли, что хочу узнать, какое у вас образование?

– Я художник, член Союза художников России. Пишу, принимаю участие в выставках…

– Помогает ли художественное образование вам в работе?

– Да, помогает. Финансирование недостаточное, поэтому приходится разрабатывать самим противопожарные брошюрки, книжки, детские книжки-раскраски, раскладушки, закладки, вымпела. Делаю наброски.

– Что хотели бы пожелать своим коллегам и жителям Северной Осетии в свой профессиональный праздник – День пожарной охраны?

– Надеюсь, что наша работа приносит свои плоды и помогает избежать страшных бед и трагедий. Желаю всем здоровья. Берегите себя.

– Мы, в свою очередь, хотим поздравить вас лично и всех пожарных нашей республики. С праздником!