Осетия Квайса



К подножью гор – на поезде

// 80 лет назад началось регулярное железнодорожное сообщение Владикавказ – Алагир

20 января 1934 года в развитии транспортной инфраструктуры Северной Осетии началась новая веха. В этот день после того, как была принята в эксплуатацию железнодорожная ветка, связавшая Владикавказ и Алагир, открылось регулярное сообщение между столицей автономной области и ее ключевым районным центром.

Необходимость железнодорожного сообщения была вызвана в первую очередь экономическими причинами. К этому времени во Владикавказе был введен в строй новый завод по производству электролитного цинка (нынешний «Электроцинк») – к тому времени крупнейший в Советском Союзе. И надо было обеспечить экономически более привлекательную связь между районом добычи руды и основным производством.

Но не забыты были и нужды пассажиров. Был сформирован специальный пассажирский состав, который начал выполнять два рейса в день – из Владикавказа в Алагир и обратно.

Сегодня на автомобиле, если не лихачить, можно без труда преодолеть это расстояние за полчаса или немногим больше. Тогда на дорогу требовалось пять часов. Правда и поезд делал изрядный крюк, соединяя значительную часть Северной Осетии. Из Владикавказа состав, состоявший из трех пассажирских и одного багажного вагонов, отправлялся ежедневно в 6.44 утра и следовал через Беслан, Дарг-кох и Ардон. В Алагир он прибывал в 11.30, после чего в 12.20 по тому же маршруту отправлялся в обратный путь с прибытием во Владикавказ в 17.47.

Между прочим, строительство ветки от Дарг-коха до Алагира было только частью грандиозного, но так и не осуществленного плана по соединению посредством железной дороги Северной и Южной Осетии. Проект, который возник еще до советской власти и был востребован в Москве во времена СССР, даже утвердили, но не смогли пробить финансирование через Госплан, который регулярно откладывал выделение средств, пока дело не подошло к Великой Отечественной. А после войны уже было не до таких затратных проектов, вместо которого в усеченном виде был реализован план по прокладке Транскавказской автомобильной магистрали.