Осетия Квайса



Узор его судьбы

– Правду говорят: стоячая заводь зарастает тиной. А вот если ты не дружишь с бездельем, тогда и годам тебя так просто не подточить. И в свои 90 лет я себя человеком такого солидного возраста пока что еще не чувствую, – улыбается мой собеседник, и от углов его глаз разбегаются тонкими лучиками добрые морщинки.

Теплый, живой взгляд, сильные крупные руки, лежащие на коленях – руки художника, каллиграфа и мастерового.

– А секрет долголетия… Для меня он – в работе. Когда занимаешься любимым делом, то забываешь обо всех невзгодах, болезнях и горестях. И они о тебе, наверное, тоже забывают…

Борис БАГАЕВ. Это имя хорошо известно и на Юге Осетии, и на Севере. Народный художник Южной Осетии, талантливый мастер-прикладник, каллиграфист, орнаменталист и график, он – из тех, кто сполна наделен счастливым и редким даром: суметь разглядеть Прекрасное, свет которого так щедро разлит вокруг нас, даже в самом простом и в самом обыденном. И, залюбовавшись переливами его многоцветных граней и оттенков, заставить и других восхищенно замереть перед вечной красотой бытия.

А еще его творческая судьба, судьба страстно увлеченного любимым делом энтузиаста-самоучки, патриарха, живой легенды и одного из основоположников современного осетинского художественного орнаментального искусства – это подтверждение, наглядное и зримое: если человек по-настоящему талантлив, то, как правило, во многом. И ему не спрятать этого таланта ни от себя самого, ни от других: он обязательно пробьется из тайников души. И дерзко рванется к солнцу, как весенняя трава – сквозь трещины в каменных плитах…

Выходец из села Кемульта Дзауского района Южной Осетии, филолог-русовед по образованию, ветеран Великой Отечественной войны и труда, ушедший на фронт в 1942-м 18-летним мальчишкой и с честью отшагавший три года суровыми военными дорогами, уважаемый в родной республике человек, в списке чьих регалий – почетные звания заслуженного деятеля культуры РЮО и заслуженного журналиста Грузинской СССР, свое 90-летие Борис Николаевич отпраздновал месяц назад. Но настолько он энергичен, бодр и подтянут – впору и иному тридцатилетнему белой завистью ему позавидовать.

И интерес к жизни, вкус к ней в его глазах и улыбке светятся тоже совсем юношеские. А история о том, как началось его увлечение изучением осетинского национального орнамента и декоративно-прикладным искусством, изумительно интересна. Потому что «крестным отцом» художника Бориса Багаева, тепло благословившим его почти семь десятков лет назад на творчество, был не кто иной, как сам прославленный создатель «Пира нартов» – корифей осетинской живописи Махарбек Туганов.

Тогда, после войны, Туганов жил в Южной Осетии, в доме родственников Бориса Багаева. И как-то, случайно, попались ему на глаза несколько солдатских писем-«треугольников», которые присылал родне с фронта юноша. Мэтра восхитило каллиграфическое изящество его почерка – красивого, смелого, летящего… И Махарбек Туганов предложил Борису принять участие в оформлении сборника стихов осетинского поэта Темирболата Мамсурова, над иллюстрированием которого он как раз в это время работал.

– Туганов объясняет: «На обложке книги надо «пустить» осетинский орнамент. У меня уже рука не та, чтобы как следует сделать эту кропотливую работу, а тебе, думаю, это будет по плечу». Я даже испугался: «Я не смогу, я же никогда этим не занимался!». А он ободряюще улыбается: «Сможешь», – вспоминает Борис Николаевич. – Просидел я над листом бумаги всю ночь. Утром с трепетом понес свой эскиз Туганову. Он взглянул – и подзывает своего сына Энвера: «Ты только посмотри, что он натворил!». Я от стыда чуть сквозь землю на месте не провалился – ну, думаю, опозорился. А Туганов меня обнимает: «Молодец!» У меня даже слезы на глазах выступили…

…Но все-таки этот первый шаг по тропинке творчества тогда еще не стал для Бориса Багаева «стартовой ступенькой» к тому, чтобы заняться искусством орнамента профессионально и по-настоящему серьезно. После окончания Юго-Осетинского госпединститута он связал свою судьбу с журналистикой. 47 лет без малого проработал в газете «Советон Ирыстон». Редакционные «летучки», командировки в районы, очерки, репортажи, интервью, дежурства по номеру – напряженные журналистские будни «съедали» свободное время почти без остатка. Но к перу, туши и карандашу все равно тянуло. Настойчиво и упрямо. Рисовал «для себя», «в стол» – да и для родной газеты не раз увлеченно делал иллюстрации, орнаментальные заставки, виньетки, всегда становившиеся украшением ее страниц…

После ухода на пенсию Борис Николаевич целиком и без остатка отдается любимому делу. В 1994 году в Цхинвале прошла первая большая выставка его работ. Не раз выставлялись они с неизменным успехом и во Владикавказе, и за пределами Южной и Северной Осетии. И специалисты-искусствоведы высоко оценили творчество этого художника-самородка. Отмечая, что Борис Багаев сумел привнести в древнее искусство осетинского национального орнамента свой, самобытный и уникальный стилевой почерк, свое дыхание. Обогатил его новыми мотивами, которые очень органично сочетаются с традиционными…

А еще не может не изумлять по-хорошему, в каком широком спектре жанров работает и вдохновенно экспериментирует мастер. Тут – и художественная каллиграфия (среди работ Бориса Николаевича в этом жанре – к примеру, помимо всего прочего, с изысканным изяществом и теплотой оформленный рукописный экземпляр «Ирон фæндыра» Коста). И орнаментальная графика. И живопись. И резьба по дереву и камню. И, конечно же – его «фирменные», очень красочные и с огромной фантазией выполненные декоративные панно, в которых он тоже продолжает и развивает богатые традиции старинного осетинского национального орнамента. При взгляде на них как-то даже трудно поверить, что создана вся эта красота из материалов, которые многие из нас снисходительно считают «бросовыми». Из цветного бисера, пуговиц, фольги, древесных спилов, зерен фасоли и кукурузы, сухих головок мака, канцелярских кнопок, гречневой крупы… И даже – из отслуживших свое DVD-дисков, из деталей от механизмов сломанных наручных часов и из окрашенных в разные цвета фигурных макарон. В дело идет все!

Не однажды уже рассказывала об этом одаренном художнике-самоучке и наша «СО». А 29 октября во Владикавказе, в залах Северо-Осетинского художественного музея им. М.Туганова, открылась большая персональная выставка Бориса Багаева, посвященная его 90-летию. Выставка, гостями церемонии открытия которой стали известные мастера культуры Севера и Юга Осетии, представители руководства творческих союзов нашей республики, студенты и педагоги Владикавказского художественного училища, актив фамилии Багаевых, просто те, в чьих душах самобытное и очень светлое творчество этого художника находит отклик.

Около 60 работ. Разных – но буквально каждая из них искренне восхищает не только крылатым полетом фантазии и мастерства, но и тем, сколько сил, кропотливого труда и терпения в нее вложено… Декоративные панно и рамки к портретам знатных земляков: их яркие мозаичные «ковры» выложены из тысяч и тысяч мельчайших деталей. Орнаментальные композиции, выполненные тушью и пером. Графика в скифском «зверином стиле»…

А из уст директора «Тугановского» музея Аллы Джанаевой, заместителя министра культуры РЮО Джульетты Дзерановой, представителей творческой интеллигенции Владикавказа и Цхинвала звучали теплые слова о той идущей от сердца, вдохновенной лепте, которую вносит в изобразительное искусство Осетии Борис Багаев – один из его патриархов.

– Истоки традиций осетинского орнаментального искусства лежат в глубокой древности, уходя в кобанскую и скифскую эпохи. Но, к сожалению, до недавних пор развитию этой сферы профессионального изобразительного творчества в Осетии уделялось очень мало внимания, она долго оставалась как бы в тени. И Борис Багаев, многогранный и талантливый художник, по праву стоит в первых рядах тех, благодаря кому она получила новое рождение, – подчеркнул один из гостей выставки, доктор исторических наук, профессор Людвиг Чибиров.

 – Работы Бориса Багаева уникальны не только потому, что красивы и профессиональны сами по себе. Это – наша живая история. Наше наследие. И в каждую из этих работ их автор вложил свою душу, – был солидарен с ним и председатель Союза художников РСО–А, заслуженный художник РФ Таймураз Маргиев. – Такие люди – это лицо Осетии…

А сам Борис Николаевич, не скрывая волнения, поблагодарил всех, кто помог ему в организации выставки. Прежде всего – Минкульт Южной Осетии и «Тугановский» музей. И еще раз с улыбкой поделился с собравшимися своим «фирменным» секретом молодости души: «Чтобы оно было, долголетие – душа обязана трудиться. И руки – тоже»…

Е.ТОЛОКОННИКОВА
«Северная Осетия», 01.11.2013