Осетия Квайса



Руслан ГАЛАЗОВ: «Художник должен видеть мир по-своему…»

В центре Мадрида, в зале Российского культурного центра, в эти дни проходит совместная выставка двух хорошо известных на родине Сервантеса мастеров кисти – испанца Альберто Морено, друга Дали, и осетинского художника и журналиста Руслана ГАЛАЗОВА.

Живописью он начал заниматься уже в зрелом возрасте, в конце 1980-х, когда перебрался вместе с семьей на постоянное жительство на Пиренейский полуостров. И к талантливому, очень самобытному художнику-самоучке вскоре пришли признание и успех. Его работы выставлялись не только в Испании, но и в России, Франции, Финляндии. В 2006 году Руслан Галазов был награжден в Барселоне за вклад в современное испанское искусство бронзовой медалью. А критики-искусствоведы подчеркивают: его работам присущи особые, неповторимые почерк и стиль.

Яркие горные пейзажи и характерные лица на портретах кисти Руслана Галазова сразу привлекают внимание.

– Несмотря на все своеобразие вашей живописи, она в чем-то неуловимо схожа по духу с живописью других известных мастеров с Кавказа – того же Пиросмани, например. Хотя ни в коем случае не копирует их творческую манеру. Как вы сами считаете: насколько сильно их влияние на ваши работы?

– Возможно, это просто срабатывает некий генетический код. Родиться и жить на Кавказе, в окружении его гор, природы, впитывать в себя с колыбели его традиции, менталитет и особую духовную ауру – все это не может не наложить свой отпечаток на художника… А сам я себя считаю скорее импрессионистом. Ну и приверженцем стиля «наив»: в любом случае, я явно не реалист. Стоит ли рисовать гроздь винограда только для того, чтобы потом кто-нибудь сказал: «Ну надо же, прямо как на фотографии!»? У художника должно быть собственное видение мира.

Фигуративная живопись – вот что интересно мне больше всего. То есть меня увлекает в живописи в первую очередь то, как «перенести» на картину человека. Черты человеческого лица… Ведь мало что в мире может сравниться с его живой красотой, которая иногда просто заставляет тебя застывать в восхищении.

– Кстати, на ваших портретах запечатлены в основном очаровательные девушки. Почему?

– Ну это-то, я думаю, понятно без объяснений. Прелесть женского лица для мужчины-художника – это вечная тема. Хотя в основном мои брюнетки и блондинки – все-таки образы собирательные.

– А есть ли европейский художник, который особенно близок вам по духу?

– Могу сказать сразу: Амадео Модильяни, знаменитый итальянский экспрессионист начала прошлого века. Кстати, на этой выставке экспонируется моя картина, посвященная как раз ему: на ней он со своей молодой женой, которая любила его так, что покончила с собой после его смерти. А прожил он мало. И искусство Модильяни тоже оценили по-настоящему только после того, как его не стало. Обычная судьба гения…

– Как возникают замыслы ваших работ? Знаете ли вы заранее, что появится на холсте? Или вашу кисть вдохновляет стихия импровизации?

– Вдохновляет только желание рисовать. Никогда при этом не знаю, что у меня в итоге выйдет: просто провожу на полотне линию и следую за тем, куда она меня приведет. В памяти всегда живут какие-то особенно ярко врезавшиеся в нее лица, образы, и в какой-то момент они просто проступают передо мной…

На заказ я тоже писал всего однажды: по просьбе одного хорошего знакомого, который хотел сделать подарок своему другу. Кстати, этим другом оказался Альфредо Перес Рубалькава. Да-да, видный испанский политик. Я изобразил на этой картине двоих мужчин в кавказских папахах за столом, с поднятыми кубками. И так эту картину и назвал: «Друзья».

…Среди гостей выставки была и Хулия Ангуло Санс – известная испанская писательница и художественный критик.

 – Сразу становится очевидным, что живопись господина Галазова обладает собственным стилем, отличающим его от других художников. Обратите внимание на иконографию его работ, она очень своеобразна, – отмечает она. – В его живописи очень много силы. Но картины Руслана можно узнать сразу еще и по отличающей их нотке некоторой грусти, меланхолии…

– Разве? Мне показалось, что его картины, наоборот, полны жизни…

 – Это по контрасту с работами Альберто Морено, который использует в основном темные тона. Меланхолия холстов господина Галазова была бы заметнее, если бы они висели на этой выставке в отдельном зале. Кстати, Альберто Морено и есть «крестный отец» Руслана в живописи. Именно он открыл его Испании.

 – А познакомились мы с ним… прямо на улице – оба выгуливали собак. Разговорились, он захотел посмотреть мои картины и уговорил меня выставиться, – добавляет Руслан Галазов. – У нас уже была совместная выставка в мадридском университете Комплутенсе. А теперь уже я пригласил сеньора Альберто Морено сделать здесь, в Российском культурном центре, совместную экспозицию. Хочу надеяться, что в скором времени мы сможем привезти ее и в Россию.

…Выставка, о которой идет рассказ, стала в Мадриде по-настоящему заметным культурным событием уходящего Года Испании в России и России в Испании. А еще стоит добавить, что вскоре на родине Руслана Галазова выйдет в свет его новая книга, пятая по счету. Это будет сборник очерков о художниках Осетии.

Елена КОЧЕУЛОВА-ЧАБАНОВА, Мадрид,
«Северная Осетия», 22.12.2011