Осетия Квайса



Мольер, новая сцена и фестиваль

foto-06// В Северо-Осетинском академическом театре уже готовятся к грядущему, 76-му сезону

Владикавказский театральный сезон 2010-2011, выдавшийся таким урожайным на круглые юбилейные даты, премьеры и аншлаги – почти на финише. Попрощался со зрителями до осени и Северо-Осетинский государственный академический театр им. В.Тхапсаева – «флагман» национального театрального искусства республики, отпраздновавший в этом сезоне свой 75-й день рождения.

Юбилейный сезон, как уже рассказывала своим читателям «СО», здесь закрыли еще 28 мая – премьерным спектаклем «Наемный вождь» по пьесе Геора Хугаева в постановке заслуженного артиста России Тамерлана Сабанова. И публика тепло встретила новую постановочную версию этой исторической драмы с накаленным, насыщенным яркой героикой сюжетом, который переносит зрителей в окутанную «мглой столетий» эпоху раннего аланского средневековья, но густо «простеган» при этом очень узнаваемыми и пульсирующими живой, горячей кровью философскими параллелями с днем сегодняшним. А овации, звучавшие в зале, снова подтвердили: зритель успел истосковаться по вот таким, очень выразительно и рельефно очерченным на нашей национальной сцене сильным характерам и высоким страстям.

– «Спектакль удивляет – и удивляет приятно, по-хорошему», – с такими благодарными отзывами к нам подходили зрители после премьерных показов «Наемного вождя». И с волнением говорили, что они по-настоящему нужны сегодня – театральные работы, которые будят в душе гордость за нашу историю. Героическую, хотя и непростую. И которые помогают сопрягать историю с современностью – и, самое главное, извлекать из нее злободневные нравственные уроки, – поделился с «СО» худрук Северо-Осетинского академического театра, народный артист Республики Северная Осетия-Алания Казбек ГУБИЕВ.

15 июля труппа этого «храма Мельпомены» уйдет в летний отпуск – до сентября. А пока ее артисты продолжают работать «на выездах» в районах – на нынешнюю неделю, например, у них были запланированы очередные «малые гастроли» в Беслане. Активно обслуживает Осетинский театр сейчас и юных зрителей из пришкольных летних лагерей. А параллельно здесь идет работа сразу над двумя новыми постановками, которые публика увидит осенью: это «Тартюф» Мольера и «Волки» М.Гучмазова. В амплуа режиссеров этих спектаклей пробуют себя два любимца зрителей республики – актеры Осетинского театра Алан Албегов и Аслан Таугазов.

А режиссерский дебют еще одного их молодого талантливого коллеги, Гиви Валиева, уже буквально на днях – в двадцатых числах июня – состоится на сцене Государственного театра оперы и балета Северной Осетии. Это – «Кровавая свадьба» Федерико Гарсиа Лорки, которую молодой актер Осетинского академического театра поставил в творческом содружестве с артистами Дигорского госдрамтеатра и премьера которой намечена здесь в рамках VI фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой».

– Проблема режиссуры – одна из тех, которые стоят сейчас перед Осетинским театром весьма ощутимо. Нельзя, конечно же, сказать, что нет у нас в республике крепких и талантливых профессионалов-режиссеров. Но это – та область театрального дела, в которую всегда необходим приток новых ярких сил, идей и находок. И молодые режиссерские кадры нужно воспитывать. В том числе, и в стенах самого театра, – отмечает Казбек Губиев. – Надеемся, и надеемся очень серьезно: будет оказана Осетинскому театру учебно-методическая помощь по этой линии и нашими московскими коллегами из руководства Союза театральных деятелей России.

… Кстати, сам Осетинский театр – это сегодня одна из главных, пожалуй, в республике базовых площадок, где, «под крылом» нашего местного СТД, такая же шефская работа ведется с народными театрами из районов: проводятся для их руководителей и артистов мастер-классы, проходят «парады» их лучших спектаклей… Буквально на прошлой неделе на его сцене завершилась декада творчества самодеятельных театров Северной Осетии, которая подвела итоги традиционного, раз в три года проводящегося под эгидой Минкульта РСО–А республиканского смотра на подтверждение этими коллективами званий народных (о чем уже писала «СО»). И руководство СТД России сегодня, не скрывая одобрительного удивления, отмечает: его Северо-Осетинское отделение – едва ли не единственное в стране, где традиции этой работы не угасли и не сошли на нет за сложное постперестроечное время.

В планах Осетинского театра на лето – и поездка в Черкесск в рамках инициированного этим «очагом культуры» межрегионального проекта «Гастроли дружбы». А осенью, в октябре, он уже сам будет принимать у себя в гостях коллег из национальных театров Северного Кавказа и Закавказья: в его стенах в очередной, пятый по счету раз пройдет под патронатом СТД и Минкульта республики большой праздник дружбы и творчества – театральный фестиваль «Сцена без границ». Заявок из соседних регионов на участие в этом масштабном проекте – уже целый список.

– Приглашают к себе на фестивали в новом сезоне наши соседи и нас,– рассказывает Казбек Губиев. – Кабардино-Балкария – на театральный фестиваль «Южная сцена», Адыгея – на фестиваль «Кавказский меловой круг». И это замечательно, что таких праздников сцены, задача которых – духовно объединять и развивать творческое пространство Северного Кавказа, в регионе становится все больше.

… А «стартовать» грядущий, 76-й сезон в Осетинском театре, как здесь твердо надеются, должен уже на полностью обновленной, преобразившейся и похорошевшей сцене. Сейчас в здании театра продолжаются, при поддержке руководства республики, капитальные ремонтные работы. Завершается монтаж новой, современной механики сцены, который ведет в Осетинском театре бригада петербургских специалистов. А впереди – замена давно уже отслужившего свой срок светового и звукового оборудования.

Е.ТОЛОКОННИКОВА,
«Северная Осетия», 17.06.2011