Осетия Квайса



Магрез КЕЛЕХСАЕВ: «В обычном дереве я вижу судьбу отдельного человека»

Марина КАДИЕВА

1-1Переступив порог мастерской народного художника России, Северной и Южной Осетии Магреза КЕЛЕХСАЕВА, до меня донеслись звуки осетинских мелодий. Они наполняли глубоким внутренним смыслом весь простор, весь скромный уют святой обители живописца.

«?з уарзын д?у»,  – словно невзначай повторял известный художник за голосом из старого, еще советского магнитофона, тем самым признаваясь в любви каждому деревцу на полотнах, взору до боли родных глаз любимой дочери Кристины, которая в мастерской смотрит на него с фотографий отовсюду …

Еще год назад здесь бок о бок с отцом она писала собственные картины, оттачивала свое мастерство, готовила персональную выставку и мечтала поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Эта дорога должна была быть светлой, доброй и прекрасной, но судьба распорядилась иначе. Кристина трагически погибла, оставив после себя богатое творческое наследие и вечную память в сердцах близких ей людей.

«Быть может, она незримо наблюдает за нашей беседой, грустит, что не может к ней приобщиться, как это бывало раньше», – слушая рассказ Магреза Ильича о его недавней поездке в Австрию, не могла не думать я.

«Эти две большие работы я сделал за десять дней в Австрии, – разложив на столе фотокопии полотен начал М. Келехсаев. – На них я изобразил жизнь деревьев, потому что судьба каждого дерева в моем творчестве – это олицетворение судьбы отдельного человека. Деревья растут на земле, приносят плоды, переплетаются между собой ветвями, делают мосты, потом их срезают, можно сказать, убивают. Так же происходит с людьми».

5-5

– А что означают многочисленные белые пятна на стволе и кронах деревьев?

– Это как раз символы тех людей, которых уже с нами рядом нет. Они, словно маленькие солнца, живут в сердцах родных, греют душу и дарят радость воспоминаний.

– Вообще как вы оказались в Австрии? Что это была за поездка?

– Известный художник, гениальный абстракционист Георг Бранднер, который несколько раз приезжал в Северную Осетию на симпозиум «Аланика», лично пригласил меня, художника Станислава Харина и скульптора Георгия Сабеева принять участие в Международном художественном симпозиуме в Австрии. Мы с удовольствием согласились и остались очень довольны.

– Много ли участников собрал симпозиум?

6-6– 20 человек из разных стран мира. И все – очень заметные фигуры. Но, надо сказать, что и на этом высоком уровне профессионализм осетинских художников был отмечен. Может, нескромно об этом говорить, но, когда Бранднер знакомил нас, участников, друг с другом на открытии, оказалось, что я – единственный, окончивший академию. Мне аплодировали как герою. Не скрою, было приятно.

Что касается самого симпозиума, никаких творческих рамок не было. Каждый вправе был писать то, что хочет. Многие окунулись в абстракцию (на западе это нынче модно), а я решил работать в своем традиционном реалистическом жанре. Так родились две большие работы, о которых мы говорили, а также несколько маленьких пейзажей…

Все эти пейзажи потом распродали на специальном аукционе, который провели по завершении симпозиума в прекрасном выставочном зале, куда пригласили многих состоятельных людей Австрии.  Собранные средства были направлены австрийскому детскому дому. Вот такое хорошее дело сделали.

– Вы с таким воодушевлением рассказываете, что становится очевидным – творческая атмосфера пришлась вам по душе?

7– Среда была великолепная. Да и жили мы в шикарных условиях – в отеле, расположенном в средневековой крепости, где все – на высоком современном уровне, со всеми удобствами. Георг Бранднер продумал все до мелочей. Он даже нам, выходцам с Кавказа (был еще один дагестанец), преподнес такой подарок – оплатил все дорожные расходы.

– А погулять по австрийским улочкам не удалось?

– Времени не было, но нас повозили по музеям, показали эксклюзивные собрания полотен богатых австрийских коллекционеров. А в этих собраниях, между прочим, есть и работы Дали, Пикассо, Шагала… Возможно, оставленные нами работы когда-нибудь тоже попадут в чью-то коллекцию.

– Кстати говоря, что с ними стало?

– Они были оформлены в багеты и выставлены в выставочном зале Австрии. Вообще Георг попросил художников оценить свои картины в денежном эквиваленте, потому как, если холсты в будущем кто-то купит, он обязательно переправит эту сумму их автору.

– О таких добрых поступках слышишь нечасто…

– Я, как мог, тоже отблагодарил Бранднера и хозяина отеля за добрые эмоции, которые они мне подарили – презентовал им небольшие пейзажи. Они очень обрадовались, ведь кто сейчас дарит что-то просто так?!

– Магрез Ильич, а это что за пейзаж?

– Его я начал писать уже по приезде во Владикавказ. «Седой Кавказ», называется. Осталось сделать пару штрихов.

– Как же вы успеваете и личным творчеством заниматься и многочисленных дипломников готовить?

– Работаю всегда без длинных пауз: одну картину заканчиваю, другую начинаю. Темы рождаются постоянно. Не понимаю некоторых художников, которые думают, думают и ничего не могут придумать. Мне, к счастью, долго фантазировать не приходится.

– Бесконечного вам вдохновения и только хороших событий в жизни!

Георг Бранднер и Магрез Келехсаев - коллеги и друзья.

Георг Бранднер и Магрез Келехсаев - коллеги и друзья.