Осетия Квайса



Лактемир ДЗТИЕВ: «В театре дублей не бывает!»

…Сам он с мальчишески озорной улыбкой признается сегодня, что его давней и заветной, едва ли не со студенческой скамьи, мечтой было сыграть абрека (и эта мечта однажды осуществилась-таки – в фильме-сказке «Волшебная папаха»). А соратники и коллеги по актерскому братству с теплотой «аттестуют» его как артиста-мастера, которому на театральной сцене и в кино одинаково покорны самые разные амплуа и жанры: от «благородных отцов» – до злодеев и персонажей характерных, гротесковых, с яркой «чудинкой-искринкой», от высокой трагедии и тонкой, «кружевной» психологической драмы – до сочной национальной комедии и мюзикла. И подчеркивают: он – не только очень талантливый актер-профи, «актер по судьбе и призванию», но и очень светлый, открытый, душевный человек… А зритель его просто любит. Восторженно и искренне…

Он – это народный артист Северной Осетии Лактемир ДЗТИЕВ. Один из ведущих мастеров труппы Северо-Осетинского академического театра, сцене которого им, выпускником московского Щукинского училища, отданы «со страстью и самозабвеньем» уже три с лишним десятка лет. А уж сколько за эти десятилетия на этой сцене было воплощено им ролей, сколько «очеловечено» харизматичных и запоминающихся персонажей и в пьесах классиков мировой и отечественной драматургии, и в драмах, комедиях и трагедиях наших, осетинских авторов – и подсчитать-то сразу, навскидку, непросто…

Нынешней осенью Лактемиру Тепсарикоевичу «набежало» 60 (во что, право слово, – и это вовсе не дежурный «юбилейный» комплимент! – верится с изрядным трудом: столько в нем светлой юношеской легкости, огня и бурлящего актерского темперамента). И в пятницу, 4 ноября, во Владикавказе, в Осетинском театре пройдет его творческий вечер, посвященный этой «круглой» дате, участниками и гостями которого станут многочисленные друзья-коллеги и поклонники артиста. А 31 октября здесь же, в театре, состоялась, в преддверии этого во всех отношениях приятного события, пресс-конференция, которую дали для журналистов «виновник торжества» и худрук Осетинского театра, председатель Союза театральных деятелей РСО–А Казбек Губиев. Впрочем, «пресс-конференция» – это звучит как-то слишком уж сухо, официально и чопорно. Скорее, это был теплый и непринужденно-дружеский разговор по душам: о Театре, о вызовах, которые наше непростое время бросает Театру и Актеру, о жизни, любви и призвании…

– Одна из последних на сегодняшний день крупных актерских работ Лактемира Дзтиева – Дон-Кихот в мюзикле «Человек из Ламанчи», который поставил у нас в театре несколько лет назад наш земляк, московский режиссер и театральный педагог Руслан Мильдзихов. Кстати, этот спектакль мы намереваемся обязательно восстановить у себя в репертуаре, – обошелся опять-таки без долгих дежурно-сухих предисловий Казбек Губиев, «с места в карьер» дав интригующую затравку этому разговору. – Так вот: Лактемир и «по жизни» – немножко Дон Кихот. Человек светлый, чистый, с высокими идеалами и твердыми принципами… Именно таким знаем и любим его мы, друзья и коллеги по сцене. А что касается лично меня, то дружба нас с Лактемиром соединяет давняя. Мы с ним вместе учились в Москве, в «Щуке», вместе сидели на лекциях, вместе разгружали вагоны и подрабатывали дворниками, чтобы хоть какую-никакую добавочную копейку наскрести к скудной студенческой стипендии… И 4 ноября, на творческом вечере Лактемира Дзтиева, на который театр приглашает всех поклонников его таланта, будет много интересного. Будут музыка и песни, будут демонстрироваться отрывки из спектаклей и фильмов с его участием, приедут гости – в том числе наши коллеги из Юго-Осетинского госдрамтеатра…

…А журналистские вопросы юбиляру задавались самые разные. И о том, над какими новыми ролями он сейчас работает в театре (а будет он занят в этом сезоне, например, и в «Хануме» Цагарели, и в едкой социальной трагикомедии Геора Хугаева «Хочу стать президентом» – где, кстати, играет очень колоритного и необычного персонажа: выходца… с того света). И о вехах и поворотах его актерского пути. И – «о жизни личной, без протокола» (а вся семья, к слову, у Лактемира Тепсарикоевича – творческая: супруга, Рита Зангиева, актриса и аккомпаниатор на национальной гармонике, тоже работает в Осетинском театре; одна из дочерей, обладательница стипендии Президента России, играет на гармошке в ансамбле «Горец»; другая – учится в СОГУ на актерском отделении). И – еще об одной красочной страничке его творческой биографии: работе в кино…

– Наши преподаватели в «Щуке» вставали насмерть, когда нам, студентам-осетинам, – а мы были парнями фактурными, – поступали предложения поработать в кино. «Кино вас, недоучившуюся молодежь, портит» – и точка… Но все-таки мне, уже на последних курсах, удалось, несмотря на этот запрет, сняться в эпизодической роли в «Пиратах ХХ века» – в одном из первых советских, как нынче принято говорить, «блокбастеров», где играли Николай Еременко и Талгат Нигматулин. Это моя первая работа в кино и была, – рассказывает, задорно блестя глазами, Лактемир Дзтиев. – Потом довелось сняться на «Ленфильме», тоже в эпизоде, у Алексея Германа-старшего – в фильме «Хрусталев, машину!». А потом были роли уже в нашем осетинском кино: в «Мужском самолюбии», «Буйном Тереке», «Диалоге», «Крутизне», «Волшебной папахе», в «11 письмах к Богу» у Акима Салбиева… Снимался я и в одном из эпизодов «Убойной силы». Одну из главных ролей – роль дедушки маленького главного героя – сыграл не так давно в «Голосе матери» у Ходжакули Нарлиева… А совсем недавно была работа в новой российской художественной картине «Август 2008-го» – о событиях в Южной Осетии…

…И, как водится, не обошлось «под занавес» этой встречи без еще двух традиционных репортерских вопросов, адресованных нашему собеседнику. Первый: «Что для вас Театр?» Ну и, соответственно, второй: «А что для вас – самое важное и «краеугольное» и на сцене, и по жизни?»

– Театр – это призвание. И труд. Звучит, может быть, и высоко, но по-другому не скажешь, – отвечая на эти вопросы, Лактемир Дзтиев был предельно серьезен и искренен. – В то же кино сегодня пришли такие технические «навороты», что компьютерные спецэффекты уже начинают подменять собой живую актерскую игру. А когда ты выходишь на сцену, то никаких дублей себе позволить не можешь. Ты – весь на виду. И поэтому каждый такой выход всегда происходит, как в первый раз… Не вложишь в роль души – просто ее провалишь. А главная цель в жизни… Наверное, для любого человека это – жить достойно. И прожить так, чтобы после тебя на земле остался хороший след…

Е.ТОЛОКОННИКОВА,
«Северная Осетия», 2.11.2011