Осетия Квайса



Человек, который зажигает звезды

foto-06Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о присвоении звания «Народный артист Российской Федерации» художественному руководителю Академии молодых певцов Мариинского театра и Театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания Ларисе ГЕРГИЕВОЙ. Это признание высокого профессионализма нашей выдающейся соотечественницы. С этим званием Ларису Абисаловну поздравила корреспондент «СО», а также узнала о последних событиях в ее жизни и ближайших творческих планах.

– Лариса Абисаловна, прежде всего разрешите поздравить вас с присвоением звания народной артистки России. Также радостной новостью стала победа проекта детской студии «Золотой ключик», который реализуете вы и ваши коллеги в ежегодном общероссийском конкурсе «100 грантов Президента России». Расскажите, пожалуйста, о проекте-победителе.

– Спасибо. Мне и самой очень хочется поделиться своими надеждами и идеями относительно проекта муниципальной студии для детей «Золотой ключик». Во-первых, само название… Все знают знаменитую сказку Алексея Толстого. Это название символизирует знакомство еще совсем юных с искусством, открытие нового мира. Говоря о появлении театральной студии, мне хочется в первую очередь отметить, с каким участием, с каким вниманием отнесся к этой идее мэр города Сергей Дзантиев. При его поддержке все и заработало, я смогла пригласить педагогов для детей. Сергей Шамильевич торжественно открывал студию «Золотой ключик». Хочу заметить, что это долгосрочный проект администрации местного самоуправления Владикавказа.

В самом начале планировалось провести отбор детей в две небольшие группы: от 5 до 8 лет и от 9 до 12. Но вы не представляете, во что это вылилось… Театр подвергся настоящему штурму! На прослушивания-просмотры приходили целыми семьями. Конечно, было очень приятно видеть такое стремление выразить себя, желание прийти в театр. На сегодняшний день у нас вместо предполагаемых сначала 30 детей – 130 воспитанников-студийцев. И до сих пор к нам идут и идут… Это просто фантастика! Дети у нас в республике особенные – красивые, одаренные. Работая с ними, можно творить чудеса!

– Как проходят занятия?

– С детьми занимаются в художественно-эстетическом направлении, профессионалы обучают их хореографии, хоровому и ансамблевому пению. Ребята слушают музыку, анализируют ее, приобщаются к сценическому искусству – ходят на спектакли, по нескольку раз их пересматривают, интерес к театру у них просто огромен. В студии они пытаются разобраться в тонкостях жанров, выясняют, что такое пьеса, спектакль, балет. Живо обсуждают увиденное и услышанное. Есть просто исключительные дети! Они задают такие вопросы, что диву даешься! Кроме того, занимаются актерским мастерством. И это им, по всей видимости, нравится больше всего. А в ближайшее время в студии начнутся уроки живописи. Словом, направления работы весьма разнообразные. Надеюсь, что на базе студии будут воспитываться будущие профессионалы. Но даже если из наших студийцев не получатся великие деятели искусств, то это точно будут образованные в культурном плане люди, которые впоследствии приведут детей и внуков в нашу студию, прививая им любовь к искусству.

Мы, конечно, счастливы, что выиграли этот грант. Потому что для воплощения в жизнь всех наших планов нужны немалые средства и силы, поддержка. И еще раз низкий поклон мэру города, который проявил такое понимание важности возникновения этой студии. То, что президент страны выделил нам грант – не только огромная честь, но и большая ответственность, и мы будем делать все, от нас зависящее, чтобы оправдать это доверие, чтобы работа наша была результативной и нужной людям.

А еще я рискнула открыть специальную детскую балетную студию. Она уже, конечно, не столь многочисленна, в ней всего 20 детей. Они прошли строгий отбор. Маленькие балерины занимаются хореографией на профессиональном уровне. С ними работает выпускница Московской государственной академии хореографии, молодая балерина Тамара Дзасохова, с успехом показавшая себя в «Приключениях Пиноккио» Ж.Оффенбаха и «Щелкунчике» П.И.Чайковского, – первых постановках нашего театра оперы и балета.

– Судя по всему, в республике значительно возрос интерес к балету.

– Да, интерес велик. И я бы даже сказала, что сейчас у балета в Осетии судьбоносный момент. При всем том интересе, который в республике к этому виду искусства есть, без привлечения высококлассных специалистов он может не получить достойное развитие. Дело в том, что всегда был упор на народную хореографию, что замечательно, но для того, чтобы развивался балет, необходимы специалисты со стороны. Сейчас нужно приложить максимум усилий, потому что ситуация такова: либо начнется настоящий подъем, либо все сойдет на нет.

– Жители республики с нетерпением ждут открытия VI международного фестиваля «В гостях у Ларисы Гергиевой», превращающего Владикавказ в культурную столицу Северного Кавказа. Уже определена дата проведения?

– Фестиваль откроется 10 мая и будет длиться до 20 июня. Он обещает быть очень ярким, как всегда, разнообразным и интересным для любителей всех жанров сценического искусства. Но всех тайн открывать не буду, чтобы сохранить интригу.

– Скажите, планируется ли проведение мастер-классов в период фестиваля?

– Безусловно. В рамках Года итальянской культуры и языка в России в Осетию приедет итальянская певица Анна-Мария Ферранте, профессор Национальной академии «Санта-Чечилия», с мастер-классами для молодых певцов, не только наших оперных вокалистов, но и воспитанников Владикавказского колледжа искусств им. В. Гергиева и других желающих. Я только что вернулась из Рима, где давала мастер-классы в академии «Санта-Чечилия», и хочу сказать, что профессор Ферранте с большим нетерпением ожидает своего визита в Осетию.

– Лариса Абисаловна, несколько недель назад Дигорский драматический театр переехал под крышу Северо-Осетинского государственного театра оперы и балета. Вы теперь являетесь художественным руководителем обоих театров. Расскажите, пожалуйста, какие перспективы в связи с этим открылись и как вы будете работать с этими двумя вверенными вам коллективами?

– Это была вынужденная мера властей, так как необходимо сохранить самобытность Дигорского драматического театра и сделать все возможное для нового подъема его творческой деятельности. Ситуация сложилась там сложная, у театра не было своего помещения, и мы протянули руку помощи. Я очень благодарна коллективу театра оперы и балета, который не сказал «нет», напротив, гостеприимно распахнул свои двери. Директором Дигорского театра стал Анатолий Галаов, директорство театра оперы и балета, художественное руководство приняла на себя я. Две труппы мирно сосуществуют, делят сцену, время, классы. Конечно, приходится нелегко, часто уходим домой далеко за полночь.

Проблемы у Дигорского театра достаточно серьезные и в материальном плане, и творческого характера. Но коллектив с большим энтузиазмом принялся за работу. Мы сейчас репетируем спектакль «Кровавая свадьба», буквально на днях состоится премьера. Дигорский театр будет давать спектакли по пятницам, а в субботу и воскресенье – театр оперы и балета.

В труппу Дигорского театра вернулись многие актеры, и я надеюсь, что предложенная мной творческая программа – спектакли «Кровавая свадьба» Ф.Г. Лорки, «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Роксана» К. Ходова и другие – приживется и будет востребована зрителем. Будут восстановлены спектакли из прежнего репертуара. Мы планируем пригласить в театр специалистов с мировой известностью, например, французского режиссера Алана Маратра, который приедет ставить спектакль «Двенадцатая ночь».

Вообще, по моему убеждению, необходимо прежде всего уделять внимание классике, чтобы поднимать уровень. В настоящее время я много работаю с авторами пьес, которые могут быть поставлены на сцене Дигорского театра, практически каждый день провожу встречи. Увы, не так много профессионалов, которые могут на должном уровне переводить классических авторов на дигорский язык. Много работы и с режиссерами, художниками. Это все безумно интересно, но на это надо положить жизнь. И я рада, что мои коллеги понимают, насколько это трудно, и поддерживают меня. Недавно я общалась с художественным руководителем Осетинского театра Казбеком Губиевым, который прекрасно знает, какие тернии ожидают меня на этом пути. Он пожелал мне выдержки, успехов, поздравил со званием народной артистки. И я ему, в свою очередь, желаю больших успехов в театре.

– Лариса Абисаловна, на Западе вас называют человеком, зажигающим звезды. Как вы думаете, засверкают ли новые звезды в Дигорском театре?

– Я сделаю все возможное, чтобы это произошло. Там есть по-настоящему талантливые молодые актеры, и я буду их всячески поддерживать. В целом труппа хорошая, это очень приятные, работоспособные люди, я только предложила забыть все распри, разногласия прошлого, потому что искусство нельзя делить, ведь это – как звездное небо, где всем хватит места.

Вполне естественно, что в театре иногда бывают сложности в общении друг с другом. Ведь что такое театр? Театр – это тонкая, чувствительная материя. Это своеобразный фильтр, пропускающий через себя все происходящее вокруг. Поэтому любой негатив творческие люди чувствуют особенно остро.

А вообще, я придерживаюсь убеждения, что должна быть преемственность поколений. Вот недавно мы, к примеру, на сцене театра оперы и балета чествовали «золотой голос Осетии» – Юрия Бацазова. Этот человек просто образец для подражания. Он дисциплинирован, никогда не останавливается на достигнутом, хотя имеет все регалии, каждый раз волнуется за выступление, словно оно у него первое. Я преклоняюсь перед таким служением искусству. Именно такое отношение к делу и должно быть у каждого, чтобы театр функционировал здраво и дарил зрителям что-то поистине стоящее.

– Вам приходится решать большое количество проблем. Кто помогает вам на местном уровне?

– У меня прекрасные взаимоотношения с нашим министерством культуры. Я всегда знаю, что могу обратиться к министру Фатиме Хабаловой, человеку деловому и внимательному, и буду услышана, поддержка со стороны министерства будет оказана. Вот сейчас, например, существует масса мелких проблем в связи с переездом Дигорского театра под нашу крышу. Где хранить костюмы, декорации?.. Все это требует решения.

– Лариса Абисаловна, а вне Осетии в каких проектах вы участвовали в последнее время и какие у вас дальнейшие творческие планы?

– Как я уже сказала, побывала в Риме с концертами моих учеников (Академия молодых оперных певцов Мариинского театра) и мастер-классами, затем в Санкт-Петербурге в Мариинке состоялась премьера оперы «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса, где дирижировал Валерий Гергиев, а я была ответственным концертмейстером.

Ну а что касается дальнейшей деятельности, то, как вы знаете, с 24 апреля по 9 мая пройдет Х Московский пасхальный фестиваль, в рамках которого состоятся мои концерты, затем я поеду с выступлениями по городам России. Охват огромный – от Кисловодска до Мурманска. Сразу после этого будем выступать в Московском госуниверситете, а затем откроется фестиваль во Владикавказе. В этом году я рискну выступить в несколько иной ипостаси – в качестве режиссера-постановщика. В данный момент мы работаем над оперой Джузеппе Верди «Трубадур». Я очень хорошо чувствую это произведение и при помощи моих коллег, надеюсь, мне удастся осуществить эту постановку. Очень хочется, чтобы такую потрясающую музыку услышали в Осетии. Во время фестиваля мне придется выехать на выступление в Лондон, затем на фестиваль русской музыки в Италию. Также предстоит поездка в Оман. А еще с молодыми певцами из академии Мариинки и нашего театра оперы и балета мы будем выступать во Флоренции.

– Ваш выбор оперы Верди для показа осетинскому зрителю чем-то обусловлен?

– Вы знаете, за время работы здесь я заметила, что наш зритель особенно живо откликается на спектакли, в которых кипят «кинжальные страсти». Любовь, ревность… Это понятно, поскольку темперамент горячий, кавказский. И все это есть в опере Верди. Конечно, подготовка требует больших материальных и эмоциональных затрат, но я понимаю, как это нужно людям. Время тяжелое, они вынуждены решать множество проблем. А в театре могут отойти от всего этого, погрузиться в мир эстетики, получить положительные эмоции.

– Плотность вашего графика, ваша максимальная занятость поражают…

– Да, ритм моей жизни, конечно, сверхдинамичный, но я работаю на результат. И о нем могут судить люди. Мне радостно, что, несмотря на то, что в Осетии число зрителей не столь велико, они такие отзывчивые, любящие искусство, и особенно мне приятно, что в театр приводят детей. Очень важно приучать их к этой дивной атмосфере. Воспитывать их в духе культуры.

Беседовала Мила ЕСЕН,
газета «Северная Осетия», 7.04.2011