Осетия Квайса



«А мы поставим свечи в изголовье погибших от невиданной любви…»

«…Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте»… С этой фразой еще со школьной скамьи знакомы мы все – даже те, кто сам Шекспира, может быть, никогда и не читал… И совсем недавно, нынешней весной, трагедия «Ромео и Джульетта» – одна из самых знаменитых шекспировских трагедий – вернулась на подмостки Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева.

Вернулась на сей раз в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Южная Осетия, известного на Северном Кавказе режиссера Тамерлана Дзудцова.

Театралы нашей республики давно находились в ожидании и нетерпеливом предвкушении этой премьеры. И, безусловно, она стала большим и очень ярким событием нынешнего владикавказского театрального сезона. Мне удалось побывать в Осетинском театре на втором премьерном показе «Ромео и Джульетты» – и в зале в тот вечер снова был аншлаг…

И неудивительно. Великая трагедия Шекспира во все времена вызывала у зрителя живой интерес. Актуальна ее тема и в наш суматошный век с его лихорадочным ритмом жизни, новыми, виртуальными технологиями и головокружительными скоростями: ведь, несмотря на все это, Любовь, слава богу, еще никто не отменял… И зрителей спектакля уже с первых мгновений своего появления на сцене буквально покорила юная, очень искренняя и истинно по-итальянски темпераментная Джульетта. Роль главной героини сыграла в нем студентка-второкурсница отделения театрального искусства факультета искусств СОГУ Камилла Моргоева. И, по единодушному мнению публики, дебют удался!

А вот образ Ромео воплотил в спектакле заслуженный артист РСО–А и КБР, один из ведущих молодых актеров труппы Осетинского театра Гиви Валиев. Тоже, кстати, выпускник факультета искусств СОГУ, который семь лет назад окончил его с красным дипломом, а теперь уже сам преподает студентам своей альма-матер, будущим актерам, сценическое движение. И хотя сыграть эту роль достаточно непросто – слишком уж он подчас здесь велик, риск сбиться на штампы и начать «рвать на сцене страсть в клочья», Гиви удалось раскрыть характер своего героя, молодого, пылкого и горячего, очень ярко и образно. Творческая удача – налицо!

«Изюминкой» спектакля стал совершенно необыкновенный и незабываемый танец любви, который исполняют на сцене Ромео и Джульетта (постановка Валерия Суанова). Это настоящий апофеоз торжествующей юной страсти, чистой, поэтической и высокой. Буквально сердце замирает от восторга, когда смотришь на игру Гиви и Камиллы в этой сцене. И рождается осознание: поистине Любовь – поэзия жизни! Браво!

Роли Меркуцио и Лоренцо блистательно сыграли еще два ведущих актера Осетинского театра, которые одновременно преподают у нас на факультете искусств СОГУ актерское мастерство: Александр Битаров и народный артист РСО–А Алан Албегов. Меркуцио в исполнении Александра Битарова – вообще, я считаю, одна из самых ярких удач этого спектакля. Зрители буквально влюбились в этот образ: во время появления героя Александра на сцене действие не раз и не два прерывалось шквалом рукоплесканий.

– Такая роль не могла не увлечь, – так ответил Александр на мой вопрос: «Чем привлекла тебя роль Меркуцио?..» – Она многогранна, дает актеру возможность полностью раскрыться творчески, проникнуться духом шекспировского времени – и ощутить его пронзительную перекличку с днем сегодняшним…

 – Тех, кто близко знает тебя, Саша, не могло не поразить: до чего же твой герой внутренне созвучен с тобой! – продолжаю расточать коллеге заслуженные на сто процентов комплименты. – То же потрясающее чувство юмора, тот же темперамент… А в сцене гибели Меркуцио зрители в зале, не стесняясь, вытирали слезы – настолько тронула публику твоя игра…

 – Да, мой герой, умирающий молодым, был полон задора, огня, вкуса к жизни. И вот он теряет самое для человека дорогое, то, что так любил – саму жизнь… Ключевой момент в спектакле – когда Меркуцио проклинает перед смертью оба враждующих рода, Монтекки и Капулетти, непримиримое противоборство между которыми и стало причиной его гибели. Он не одобряет эту вражду. Но до конца честен в дружбе – потому и делает совершенно осознанно свой роковой выбор…

 …Для молодого талантливого режиссера Тамерлана Дзудцова это уже не первая постановка Шекспира на сцене Северо-Осетинского академического театра. В 2006 году он поставил на ней «Гамлета» – и тоже успешно. А еще на его режиссерском счету обращение к шекспировской трагедии «Юлий Цезарь», премьера которой состоялась в свое время в его родном Цхинвале, в Юго-Осетинском госдрамтеатре. И теперь хочется от души поздравить Тамерлана Дзудцова с очередной творческой удачей и абсолютно искренне воскликнуть, перефразируя Станиславского: «Мы вам верим!»

 Примечательно, кстати, что режиссер не побоялся пригласить к участию в спектакле совсем еще молодых талантливых ребят – студентов факультета искусств СОГУ (помимо Камиллы Моргоевой в «Ромео и Джульетте» занят и ее однокашник Валера Ваниев). Ведь это большая честь, большой знак доверия и большая творческая школа для начинающих артистов – работать на одной сцене с такими Личностями, как Сурен Хугаев, Аслан Тигиев, Нелли Хубаева, Фатима Пагиева, Аслан Таугазов, Ирина Дзасохова и другие мастера труппы Осетинского театра!

 В постановке также задействованы и выпускники факультета искусств СОГУ – молодые актеры этой труппы Сослан Цаллагов, Эльбрус Джанаев, Казбек Сугаев, Марат Скаев. И, думается, президент СОГУ им. К. Л. Хетагурова Ахурбек Магометов, которому принадлежала в свое время идея открыть при нашем вузе отделение театрального искусства, и актер и режиссер Валерий Цариев, руководивший им в первые годы его становления, могут сегодня с полным на то правом гордиться тем, какие добрые всходы дала и продолжает давать их инициатива…

 Закончить эти «заметки восторженного зрителя» хочется незабвенной пушкинской строкой: «Благодарю за наслажденье»… А одаренной молодежи, занятой в «Ромео и Джульетте», да и всей труппе Осетинского театра во главе с его худруком, председателем СТД республики, народным артистом РСО–А Казбеком Губиевым хочу пожелать дальнейших творческих удач. Ведь театр – это зеркало, в котором отражаются и сама наша жизнь, и извечное стремление человеческой души к высокому и прекрасному. К тому, что так щедро дарит нам соприкосновение с миром искусства, когда творят Искусство талантливые и горячие сердца…

Кнарик ГЕГАМОВА, концертмейстер факультета искусств СОГУ им. К. Л. Хетагурова,
«Северная Осетия», 20.06.2012

На снимке: К.Моргоева и Г.Валиев.