Осетия Квайса



Алексей МАЧНЕВ: «Споры – не самоцель, а механизм поиска верных решений»

В пятницу, 19 июня, состоится торжественное собрание, которое со-берет депутатов парламента республики всех пяти созывов. Именно столько раз за 20 лет работы высшего законодательного и представительного органа, сформированного на основе принятой в ноябре 1994 г. Конституции Северной Осетии, проходили через горнило выборов народные избранники.

Накануне юбилейного события председатель парламента Алексей МАЧНЕВ побеседовал с журналистами «Северной Осетии» и ГТРК «Алания».

– Какими были для законодателей эти двадцать лет?

– Разными! Но при этом все стали испытанием на прочность. В девяностые, двухтысячные каждый из периодов вобрал в себя драматические моменты и потрясения: трагедия Беслана, а до этого – сход ледника Колка, обвальный экономический спад, который привел к разбалансированию всей финансовой системы и росту социальной напряженности в обществе. Наконец, это агрессия против народа Южной Осетии в 2008 году, когда вновь необходимо было проявить непреклонную стойкость и общенациональное единство…

Депутаты парламента всегда были среди тех, кто находился в гуще событий, принимая вместе с представителями других ветвей власти решения по насущным проблемам. Мы обеспечивали правовую и социальную защиту граждан и наших южных братьев, участвовали в их временном обустройстве, распределении помощи, поступавшей из всех регионов страны, направляли на лечение тех, кому наша республика сама уже не могла помочь…

– В советский период был такой традиционный аспект депутатской деятельности, который назвался работой над наказами избирателей. А наказами были совершенно конкретные вопросы, которые больше всего волновали жителей. Какой ныне критерий состоятельности парламентариев?

– Сегодня основная наша задача – законотворческая деятельность, создание законодательной базы, которая должна соответствовать современным требованиям, способствовать стабильности и порядку, помогать социально-экономическому развитию.

Если оценивать продуктивность нашей работы чисто статистически, цифры за весь двадцатилетний период таковы: это около двух тысяч законов и трех тысяч постановлений! Что же касается их качества, то мерилом здесь выступает реальный уровень жизни и восприятие наших действий людьми.

Одной из важнейших задач депутатов являются принятие бюджета республики и контроль, прежде всего, за его расходной частью. Так, на ближайшем заседании парламента мы будем обсуждать исполнение главного финансового документа за 2014-й, очень непростой год.

В этой работе мы опираемся на республиканский закон о депутатском контроле, на это нацелена и деятельность Контрольно-счетной палаты республики.

– А насколько, на ваш взгляд, эффективен парламентский контроль?

– Не будем лукавить, наверное, он недостаточен, если в республике немало «резонансных» дел по нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств. А значит, и нам, депутатам, необходимо быть более внимательными, дотошными, а когда надо – бескомпромиссными.

При всей значимости бюджетной сферы еще одним показателем уровня работы парламента является участие в совершенствовании федерального законодательства. Как член Президиума Совета законодателей страны я регулярно изучаю материалы законотворческой деятельности регионов и могу без ложной скромности сказать, что наш парламент выглядит достойно даже на фоне очень крупных субъектов федерации!

Думаю, все помнят примеры того, как принятые сначала в нашей республике запрет игорного бизнеса и меры по ужесточению оборота кондитерского мака в дальнейшем принимали общенациональный характер. А совсем недавно Госдума внесла нашу поправку в очень важный федеральный закон об энергосбережении. Должен сказать, это значимо, когда инициатива региональных парламентов принимается высшим законодательным органом страны!

И, наконец, главным показателем эффективности нашей работы является отношение избирателей к деятельности парламента в целом и отдельным депутатам. А лучшее проявление этого отношения – выборы. Своим голосованием люди сами решают, кому становиться их избранниками, а кому отказать в доверии. Поэтому у нас есть как опытные депутаты, которые избирались по несколько раз, а то и все пять созывов, так и молодежь, новички, но заряженные активностью, рвущиеся «в бой». Я, например, – сторонник соблюдения подобного баланса.

– Как отражается многопартийность парламента на его работе, на активности депутатов на сессиях и в комитетах?

– Не могу назвать ни одного заседания парламента нынешнего созыва, которое бы прошло вяло, пассивно. Такая же картина и в работе комитетов и комиссий. Ведь споры – это не самоцель, а необходимый механизм поиска верных решений, стоящих перед нами социальных проблем.

Депутаты, парламент стараются держать руку на пульсе запросов общества. Мы очень тщательно прорабатываем каждый законопроект, обсуждаем их в комитетах и комиссиях, они проходят несколько чтений на пленарных заседаниях парламента. Случается, что и отменяем действующие законы или отклоняем законопроекты.

– Наш разговор проходит в первые дни после назначения исполняющим обязанности главы республики Тамерлана Агузарова. В связи с этим не могу не задать вопрос: как парламент намерен сотрудничать с новым руководителем республики?

– Во время представления Тамерлана Кимовича он призвал депутатов к активной законотворческой деятельности, к конструктивной работе. Крайне важно было услышать, что и и.о. главы республики считает одной из главных задач парламента бюджетный контроль, о чем я уже говорил. Хочу отметить, такой направленности придерживается парламент Северной Осетии на протяжении всех двадцати лет, и мы намерены продолжать и в дальнейшем!

«Северная Осетия», 18.06.2015