Осетия Квайса



«Жизнь – это Шанс»…

…С греческого его имя – Николай – переводится звонко: «победитель народов». А его фамилия, с грузинского – не менее эффектно и поэтично: «первая звезда» или «заря». И творческая биография Николая ЦИСКАРИДЗЕ, народного артиста РФ, «мегазвезды» современного российского балета, человека, сполна познавшего и просмаковавшего сладко-терпкий, как дорогое вино, вкус славы и успеха, «коронованного» множеством престижных отечественных и международных наград и премий, тоже словно стала живым подтверждением того, во что безоговорочно верили древние: они взаимосвязаны – имя и судьба.

Он родился в Тбилиси. В 1987 году талантливый мальчишка, заслуживший у однокашников и педагогов репутацию одной из самых перспективных и ярких «звездочек» Тбилисского хореографического училища, продолжил учебу в Московской академии хореографии. А после ее окончания, в 1992-м, был принят в труппу Большого театра – по приглашению самого Юрия Григоровича.

За плечами Николая Цискаридзе – под сотню работ, блистательно воплощенных на сценах Большого театра, Мариинки и других ведущих театров нашей страны и зарубежья, от Франции и Англии и до Японии. Триумфальные гастрольные выступления, с которыми он объездил добрую половину земного шара. Две Государственные премии России. Три «Золотые маски». Участие в крупных сценических и телевизионных шоу-проектах, международных и отечественных…

Он – ярок. Публичен – чего не стесняется. Умеет и любит удивлять, азартно пробуя себя в самых неожиданных, на первый взгляд, амплуа – и пробуя всегда с успехом. Он – постоянно «на острие» внимания театральных критиков и журналистов популярных изданий, в «прицеле» камер папарацци, отнюдь не считает, что удел артиста – добровольное заточение в пресловутой «башне из слоновой кости», а потому очень активно занимается и общественной, и благотворительной деятельностью…

Творческое сотрудничество с Санкт-Петербургским Мариинским театром, у «штурвала» которого стоит наш земляк, маэстро Валерий Гергиев, Николая Цискаридзе соединяет давнее – еще с 2001 года, когда он станцевал на его сцене Ферхада в «Легенде о любви». А в прошлом, 2013 году он впервые принял участие во владикавказском международном фестивале искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой», блеснув перед очарованной публикой Осетии, буквально засыпавшей его цветами, в одном из коронных своих сценических образов – в партии Золотого Раба из «Шехеразады». И, принимая тогда на сцене Национального государственного театра оперы и балета РСО–А поздравления с присвоением ему звания народного артиста нашей республики, с улыбкой признался, что уверен: эта, первая его встреча с Осетией – не последняя.

«Театр в тот вечер наши поклонники хореографического искусства просто чуть не разнесли по камешку: все хотели увидеть Николая Цискаридзе, которого в Осетии обожают – я думаю, что не ошибусь, если это скажу. И вот он здесь, во Владикавказе, на нашем фестивале – уже во второй раз. Уже в качестве ректора Санкт-Петербургской академии русского балета имени Вагановой, старейшего хореографического учебного заведения России: в эту должность Николай заступил тоже в прошлом году. Что для меня очень радостно. Потому что в его лице владикавказцы получают возможность прикоснуться к самым высоким образцам и критериям современного российского балетного искусства», – поделилась с прессой 30 июня, в день, когда в переполненном Национальном театре оперы и балета РСО–А проходил концерт питомцев Николая Цискаридзе, молодых талантов из Вагановской академии, хозяйка фестиваля – народная артистка России и Украины Лариса ГЕРГИЕВА.

А сам именитый гость Осетии, общаясь в тот вечер с журналистами за кулисами театра и, со сцены – с публикой, снова покорил всех своим обаянием и харизмой. Был максимально доверителен, прост и доступен – выйдя и к прессе и на сцену, в роли ведущего этого концерта, в буквальном смысле слова, «без галстука». А еще – вот правда – в каждой его фразе сквозило и чувствовалось: Его Величество Балет для него – это все. Это Любовь. Судьба. Смысл жизни… И сегодня на страницах «СО» – слово ему. И об этом, и о многом другом. Народному артисту Северной Осетии Николаю Цискаридзе.

«Осваивать Кавказ начнем с Владикавказа!»

Приезд во Владикавказ – это большое событие для нашей Академии. И для меня, как для ее ректора – тоже. Во многом, конечно, оно обусловлено моей дружбой с Ларисой Абисаловной. Но для нас очень важно и то, что для Академии русского балета это вообще первый приезд на Кавказ. За границей мы часто выступаем, но в этот регион еще никогда не приезжали. И для нас – большая честь, что его «освоение» мы начали именно с Владикавказа.

Знаете, я с историей Владикавказа уже успел немножко познакомиться – и обнаружил: наша Академия – она, оказывается, даже старше вашего замечательного города. Его на карте России еще не было – а она в Петербурге уже работала, готовила танцовщиков… И уже исходя из одного этого вы представляете, какие великие традиции в ее стенах накоплены – и профессионалы какого уровня у нас работают. И я надеюсь, что программа, которую мы подготовили для выступления на фестивале, всем здесь понравится. Она небольшая: в Академии сейчас учатся 523 ученика, а мы привезли сюда тоже совсем небольшую группу наших ребят – 10 человек. Но постарались, чтобы эта программа была интересной и разноплановой.

Каково ощущать себя народным артистом Северной Осетии? Ой. Очень приятно, конечно, что здесь меня встречают с таким необыкновенным просто теплом. Узнают на улице, подходят, чтобы сказать хорошие и добрые слова, взять автограф… Осетинское гостеприимство – это что-то! Так что, с другой стороны, даже немножко неудобно делается, когда видишь отовсюду такое к себе внимание…

Об осетинском балете – и осетинских друзьях

Лариса Абисаловна уже поделилась, что у нас с ней есть совместный проект, который мы намечаем реализовать здесь, в Осетии. Мы очень хотим, чтобы во Владикавказе была создана студия для талантливых детей, которые мечтают заниматься балетом. Чтобы сюда приезжали из Петербурга педагоги нашей Академии, отслеживали таких одаренных ребят – и потом производился их набор к нам.

Это очень важно. Потому что у осетинского народа есть очень яркие представители, которые вписали свои имена в историю русского балета – и представляли его на разных сценах мира. Это такие замечательные мастера, как Светлана Адырхаева, Махар Вазиев, а теперь – и молодой, очень талантливый танцовщик Мариинского театра Давид Залеев… С ними, вашими земляками, моими коллегами, меня давно связывает хорошая дружба. Как, конечно же, и с Валерием Абисаловичем Гергиевым. Который оказывает Академии имени Вагановой очень большую помощь – и всегда нас бескорыстно и неравнодушно поддерживает, чем только может.

Костюмы, которые вы видите на наших ребятах, фонограммы, под которые идут их выступления в этом концерте, – со всем этим нам, Академии, тоже помогает Мариинский театр. Помогает бесплатно. У нас регулярно проходят выступления на его сцене – замечательной, огромной. И среди номеров, вошедших в программу этого концерта, есть и такие, которые мы показывали в Мариинке. Например, дуэтный танец «Чакона» на музыку Генделя в постановке Виктора Баранова… И за все это мы от всей души благодарны Валерию Абисаловичу.

О традициях. Талантах. И – о мечте: «Увидеть, наконец, Петербург!..»

Когда мне приходилось ездить с гастролями по разным странам мира, я всегда и везде говорил в интервью: в России занимаются классическим балетом дольше, чем существуют США как государство. Россия – великая балетная держава. И мы должны сохранять и развивать эти традиции.

В Академию принимаются учащиеся, начиная с десяти лет. Предметов в ее программе много: ребята изучают у нас классический танец, историко-бытовой, современный, народно-характерный – включая, кстати, и кавказские танцы… И мы постарались привезти в Осетию такую программу, чтобы в ней было представлено все, чему учатся наши детки.

Вместе со мной во Владикавказ приехали замечательные педагоги Академии – Людмила Ковалева и Галина Еникеева. Люди, которые отдают своим ученикам всю душу – и я бы хотел, чтобы вы особо поблагодарили их своими аплодисментами. Потому что за тем, что вы видите на сцене, стоит огромная работа педагогов.

Вот сейчас, в антракте, я говорил здесь, за кулисами, с вашими осетинскими ребятами, которые занимаются танцами. Знаю, что у вас в республике таких талантов очень много. И хочу сказать: над проектом по созданию во Владикавказе балетной студии мы с Ларисой Абисаловной будем работать, но 28 августа у нас в Академии будет еще и добор поступающих на бюджетное, государственное отделение. И мы ждем у себя детей и родителей из Северной Осетии – приезжайте, мы с удовольствием посмотрим ваших ребят.

А как мне работается на новом месте и в новой должности? Город Санкт-Петербург я пока, честно сказать, так еще толком и не видел. Живу только в Академии: утром прихожу на работу, поздно вечером ухожу… Да, еще одну петербургскую достопримечательность успел неплохо изучить за это время – вокзал. Потому что часто приходится ездить по делам в Москву – и из Москвы обратно…

«Я никогда не хотел быть старым принцем…»

Так получилось, что ровно год назад, 30 июня, в день, когда мне здесь, во Владикавказе, на этой сцене, было присвоено звание народного артиста Северной Осетии, я закончил свою деятельность в Большом театре. Уже зная о своем новом назначении. И предложение возглавить Вагановскую академию я принял с искренним удовольствием. Это – очень интересная работа. Но – и большая ответственность. Потому что это – наше будущее. Будущее нашего балета – и нашего искусства, нашей культуры.

Конечно, все наши выпускники, молодые танцовщики, только начиная свою карьеру, мечтают о Москве и Петербурге, о Большом и Мариинке. Но жизнь и карьера у всех складываются по-разному. Потому что сама жизнь, по большому счету – это Шанс. И если тот или иной наш выпускник «с периферии» возвращается танцевать в театр своего родного города, это не значит, что он хуже – и что у него способностей меньше. Понимать это – очень важно.

Жалею ли я, что расстался с карьерой классического танцовщика? Нет. Наша профессия – она яркая, красивая, но век артиста в ней, к сожалению, быстротечен. И необходимо осознать это вовремя. Потому что нет ничего страшнее для танцовщика, чем морально состариться в своем амплуа… Помните, Георгий Милляр, замечательный советский актер, у которого амплуа в кино было очень редкое и интересное – сказочных персонажей разных он играл, Бабу-Ягу, – сказал однажды об этом просто гениальную фразу: «Лучше постареть, чем устареть»… И я тоже никогда не хотел быть на сцене старым принцем. А еще мне хочется вам сказать: наш труд, труд артистов балета – он прекрасен. Замечателен. Очень нелегок. Но он ждет тех, кто этого не боится…

Е.ТОЛОКОННИКОВА
«Северная Осетия», 7.07.2014

Фото – К.ФАРНИЕВ