Осетия Квайса



Владимир ТАУТИЕВ: «Художник, как любовь, – либо он есть, либо его нет»

PortretНынешний год – год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. А недавно в Москве вышла в свет книга «100 великих побед России». В ней впервые в хронологическом порядке изложено описание важнейших сражений княжеской, царской России, Советского Союза, оказавших воздействие на ход мировой истории. Иллюстративный материал издания представлен великолепными архивными фотографиями и работами военных художников студии им. М.Б.Грекова, среди которых и представитель школы изобразительного искусства Осетии, народный художник России Владимир ТАУТИЕВ.

О том, что его картина «Рейхстаг взят» включена в столь солидное издание, проживающий в Москве В.Таутиев с удивлением узнал от корреспондента сайта «Осетия-Квайса» Марины КАДИЕВОЙ. Впрочем, беседа с Владимиром Бадчериевичем раскрыла и многие другие интересные факты творческой биографии художника, его безграничной любви к родине.

– Тема войны и победы, судя по многим Вашим работам, является главной в Вашем творчестве. Почему Вы стали военным художником?

– Я не только военный, но и гражданский художник. А тема войны всегда красной нитью проходила через все мое творчество. Мой отец Бадчери Агубеевич Таутиев погиб во время Великой Отечественной войны под Москвой, а дядя Ахметка (он был кавалеристом) – в Харькове на Украине. Да и вообще столько родственников тогда не вернулось с поля боя…

С годами память не ослабевает. Часто идешь или едешь в транспорте и думаешь, что бы еще изобразить на эту извечную тему?

– Тем более в год 65-летие Победы. Не может быть, чтобы Вы ничего не писали нового к этой дате?

– Сейчас я работаю над картиной «Май 1945-го», где из окна видна цветущая яблоня и вернувшийся с войны солдат в объятиях счастливой жены. А еще я начал новую работу «Едут по Берлину наши казаки». Помните, есть такая песня? Я подумал, песня есть, а картины с таким названием нет, и решил исправить ситуацию. На ней на фоне рейхстага – генерал Исса Плиев на коне в окружении казаков. Если успею, то завершу ее к 9 мая.

– Владимир Бадчериевич, Вы родом из Владикавказа. Можно ли сказать, что Осетия сформировала Вашу любовь к живописи?

– Нужно! Я родился 6 марта 1937 года во Владикавказе и уже в 11 лет сам себя устроил в детскую художественную школу им. С.Тавасиева. Мне преподавали замечательные педагоги Борис Серов и Николай Жуков. Говорят, там до сих пор хранятся мои рисунки.

Однажды, когда мне было семь лет, в доме на нынешнем проспекте Коста, где я жил, поселился некий художник. Я за ним часто с интересом наблюдал: то он рисует что-то, то лепит из глины… Мне это так нравилось, что вскоре мы стали лепить вместе!

Позже это увлечение продолжилось в Верхней Санибе, где я часто гостил у родственников. Там у реки почва глинистая, и мини-скульптурки получались особенно красивыми.

У нас во Владикавказе есть замечательный музей имени Махарбека Туганова, который я в юности  любил посещать. Позже музейные работники мне рассказывали: «Мы помним, как маленький мальчик в белой рубашке постоянно приходил сюда и внимательно разглядывал картины великих мастеров». Я всегда мечтал раскрыть секреты творческого письма этих художников. Очень хотелось быть похожими на них.

– Как вам удалось осуществить свою мечту?

– В 1959 году я поступил в Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова, что и тогда, и сейчас считалось очень престижным. Окончил мастерскую народного художника РСФСР Виктора Григорьевича Цыплакова. Я весь отдавался учебе. Да впрочем, как и все мои земляки осетины. У нас было большое общежитие на знаменитой Трифоновской улице, где жили и художники, и артисты… Мы тесно общались и очень радовались успехам друг друга.

После окончания института в 1965 году меня распределили в Осетию, но там категорически заявили, что мастерских нет и в ближайшие два года не будет. А жить-то надо…

В министерстве культуры помогли составить письмо, рассказывающее о моей непростой ситуации, с которым я вернулся обратно в Москву. Распределение еще продолжалось, так что отправил свои работы в московский Союз художников. В основном это были этюды, посвященные Осетии, один из которых «Куртатинское ущелье». Картины очень понравились, и, благодаря этому, я устроился в комбинат живописного искусства, стал получать заказы, работал и для души. А в 1968 году меня приняли в Союз художников Москвы.

– А как вы оказались в рядах военных художников студии им. М.Б.Грекова?

В 1969 году в газете «Красная звезда» студия Грекова объявила конкурс. Мой товарищ предложил: «Слушай, а давай попробуем свои силы?» В конкурсе участвовало 13 человек, но прошли только трое: я и два моих однокурсника – Николай Соломин и Анатолий Сасонов. Это была фантастика, ведь мы и институт вместе оканчивали! Кстати, недавно нашей студии исполнилось 75 лет. В связи с этим в выставочном зале Манежа состоялась юбилейная выставка. Нам было, что показать. Ведь многие из моих коллег снискали признание не только в России, но и за ее пределами.

– Кстати об этом… Случалось ли Вам работать за рубежом?

Раньше я часто выезжал за границу и принимал участие в разных выставках. Был в Югославии, где написал несколько картин, в Болгарии… В Плевне с группой художников работал над панорамой «Плевенская эпопея». Потом эта картина, где написаны имена всех, кто над ней трудился, была подарена одной болгарской школе. Мои полотна находятся и во многих частных коллекциях Китая и Хорватии.

– Когда  и за что вам было присвоено звание народного художника России?

– В 1994 году. Как было сказано в указе Б.Н.Ельцина «за большие заслуги в области изобразительного искусства». Звание, конечно, обязывает еще более ответственно относиться к своей работе. Но в целом в этом нет ничего сверхъестественного. Творчество не зависит от званий.

– Когда последний раз были в Осетии?

Очень давно. Пока мама была жива, я часто приезжал домой, а потом уже нет, хотя во Владикавказе до сих пор живут мои двоюродные братья и сестры. С ними я поддерживаю связь. Одна из них Лидия Таутиева. Я ей как раз сегодня утром позвонил и спросил: «Ты на меня журналистов натравила?» Она удивленно: «Нет, не я…». Вы ее должны знать, Лида пишет книги.

Должен вам сказать, что очень скучаю по малой родине. И бывал бы там чаще, если бы не больной сын, за которым нужен постоянный уход. Свободного времени катастрофически не хватает, постоянно кручусь, работаю…

– Тоску по родине, наверное, изливаете на холсте?

Картин, посвященных Осетии, у меня много. Среди них «Снежные вершины», «Горный пейзаж», «Без вести пропавший»… Сейчас я задумал несколько полотен, посвященных осетинским традиционным праздникам.

Также недавно завершил картину о трагических событиях в Южной Осетии «Цхинвал. Август 2008». Это еще одна страница героической летописи нашего народа, об этом нельзя забывать.

– Сотрудничаете ли Вы с осетинскими художниками?

Сейчас, к сожалению, нет. Раньше часто общался с выдающимся скульптором Черменом Дзанаговым. А Юрий Дзантиев – блестящий художник, мастер с большой буквы был вообще для меня хорошим старшим другом! Я к нему часто приезжал домой на Осетинскую слободку, знал и его маму, и отца…

– Да, это было поколение великих мастеров… А что бы Вы пожелали сегодня начинающим осетинским художникам?

Пожелал бы учиться! Учиться и набираться мастерства у художников эпохи Возрождения. Это самое великое искусство!

Иной раз говорят: молодой художник, старый художник… Неправильно все это. Художник, как любовь – либо он есть, либо его нет.

Нужно брать пример и с русских художников замечательного Серебряного века – Серова, Коровина, Репина, Врубеля, Сурикова… И не бояться экспериментировать, ведь искусство безгранично!

Рейхстаг взят.

Рейхстаг взят.

Цветы для любимой.

Цветы для любимой.

Ракетный залп подводной лодки.

Ракетный залп подводной лодки.

Снежные вершины.

Снежные вершины.

Горный пейзаж.

Горный пейзаж.