Осетия Квайса



Скиф БАЗЗАЕВ: «Благодарные слушатели – самое лучшее вдохновение»

1«Я не диджей и не композитор, я просто пишу осетинскую музыку, которая отличается по своему звучанию и строению», – признался корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Марине КАДИЕВОЙ большой патриот Осетии, молодой и талантливый музыкант из Санкт-Петербурга Скиф БАЗЗАЕВ. Хотя и профессиональным музыкантом его не назовешь, ведь по специальности он – метеоролог. Тот самый исследователь атмосферы, который бы сегодня, увидев не по-весеннему заснеженный Владикавказ, юмористично заключил: «Погода все равно, что правительство – она всегда не такая, как надо».

Это все, конечно же, шутка, потому что метеорологом Скиф так и не стал. Он нашел свое истинное призвание в музыке, а она, в свою очередь, стала любимым делом всей жизни, источником вдохновения, хорошего настроения и больших творческих сил.

«Кто учил меня? Никто, я выучился сам, – без смущения заявляет Баззаев. – У меня нет музыкального образования, я никогда не играл на инструментах. Все, что имею – это слух и много терпения».

«Тохы зар?г», «Хонг?», «Уарзондзинад», «Симды ф?з», «Из?р?й хуымты», «Дыуу? ц?сты», «Независимость» и многие другие произведения одаренного виртуоза давно снискали популярность как у юных поклонников национальных мелодий, так и у представителей более старшего поколения. По сей день эти мелодии кочуют из одного мобильного телефона в другой, без конца крутятся на северо-осетинских радиостанциях, звучат на праздничных концертах, городских мероприятиях и продолжают завораживать слушателей своей мелодичностью, искренностью и подкупающей новизной.

О секретах своего успеха, личном музыкальном наследии, современной осетинской молодежи и безграничной привязанности к Южной Осетии, в частности, к родным горам Кударского ущелья, Скиф БАЗЗАЕВ рассказал сайту «Осетия-Квайса».

– Приятно познакомиться с выходцем из Квайсы! Не могу не поинтересоваться, какими узами ты связан с этим живописным горным уголком в Южной Осетии?

– С Квайсой меня связывает практически все. Кударское ущелье, а именно местечко под названием Саджилзаз – это родина моих предков Баззаевых. Там до сих пор стоят развалины нашей фамильной башни.

Вообще, как известно, Баззаевы владели огромной территорией в Кударгоме. Так, мой отец родился уже в селении Везур, что находится выше с. Киров, названного в честь С.М.Кирова. Там, кстати, жил и мой дед Хъайтыхъо, а также дядя и другие родные. В Везуре до сих пор сохранился наш большой дом. Он стоит на самой высокой точке села, выше уже домов нет.

Село Баззаевых в Кударском ущелье.

Село Баззаевых в Кударском ущелье.

– Часто ли бываешь на исторической родине?

– Каждое лето, это моя традиция. Даже в самые трудные времена я умудрялся туда поехать и проводить как можно больше времени. В Квайсе по сей день живут мои родственники и друзья.

– А как ты оцениваешь нынешнее плачевное состояние еще совсем недавно возрождающегося поселка, авансом ставшего даже городом?

– С начала 90-х годов в Квайсе была действительно плачевная картина. После развала СССР, нескольких землятресений, войны 1991-92 годов поселок и весь Кударский регион пребывали в ужасном состоянии. Опустели целые деревни, прекратило работать Квайсинское рудоуправление, не стало рабочих мест, нормальных дорог. Смотреть на это без боли было просто невозможно, тем более тем, кто помнил Квайсу прежнюю – красивую и цветущую.

Сейчас не все так плохо, но и не так уж хорошо. Явно мало внимания уделяется восстановлению города. Это касается всего: инфраструктуры, дорог, образования, работы. Некоторые политические перипетии, к сожалению, отодвинули процесс восстановления назад. Но мы получили независимость, и это главное!

Я надеюсь, наш райский уголок вскоре снова оживет – вновь заработают Квайсинские шахты, люди начнут работать и жить полноценной жизнью. Но, кроме руководителей, благополучие зависит и от самих жителей Квайсы. Нужно верить в светлое будущее и не падать духом!

Квайса советская.

Квайса советская.

– Такие слова произносят настоящие патриоты…

– А Квайса – это часть моей родины, мой источник жизненной энергии и вдохновения, мой воспитатель и друг. Там живут поистине удивительные люди: жизнерадостные, смелые, трудолюбивые – настоящие патриоты Осетии. Вообще Кударское ущелье сохранило некую сакральность осетинского духа. Это особенно заметно мне, приезжающему извне и имеющему возможность сравнить.

– Какие места в Осетии тебе наиболее дороги?

– Для меня Осетия – понятие единое. Но у каждого из нас есть еще и родные места. Таких у меня три: Квайса, Цхинвал и Вахтана, где находился дедушкин (Алексея Гаглоева) дом.

– Имя у тебя тоже родное, национальное, во многом обязывающее…

artist_gallery_bazzaev– Скифом вот уже более тридцати пяти лет называют моего отца, известного художника, заслуженного деятеля культуры Южной Осетии Андрея Баззаева. В свое время он с отличием окончил Цхинвальское художественное училище им. М.Туганова, а позже – Академию художеств в Санкт-Петербурге, в которой некогда учились великие Коста Хетагуров и Махарбек Туганов.

Скиф – это творческий псевдоним отца, который он получил в армии за чтение лекций по истории Осетии. В свое время папа изучил все святые места в Кударском ущелье, расспросил местных старцев, где и что было, узнал истории фамилий, семей, владеющих определенной землей в Кударо… Благодаря ему, я знаю 13 поколений Баззаевых. Так что такой неравнодушный к своей истории человек не мог назвать меня как-то иначе. Для меня честь быть Скифом. Ношу это имя с гордостью и постараюсь оправдать его своими поступками. Кстати, я самый старший из всех «настоящих» Скифов Осетии.

– И самый молодой Скиф Петербурга…

– Может быть. Петербург – это вторая родина, совершенно другая атмосфера. Он пропитан творчеством и культурой.

– С питерскими осетинами поддерживаешь связь?

– Безусловно. Общаюсь и с 70-летними старшими и с самыми молодыми представителями нашего народа. Участвую во многих мероприятиях, связанных с Осетией.

– Студенческих?

– Не только. Университет окончил 7 лет назад, сейчас работаю не по профессии.

– Много лет ты серьезно пишешь музыку. С чего все началось?

– Музыкой я занимаюсь вот уже 11 лет. Все получилось довольно случайно, хотя если учесть, тот факт, что моя мама, Ульяна Гаглоева, окончила Цхинвальскую музыкальную школу под руководством Феликса Алборова, то, выходит, не очень-то и случайно. Наверно, гены сыграли свою роль, так как мама меня никогда не обучала музыкальному искусству.

В детстве я вообще хотел стать спортсменом. С 9 лет занимался боевым единоборством (один из стилей каратэ, в котором нет ограничений), потом перешел в кикбоксинг, но в какой-то момент понял, что профессиональный спорт – это не мое. Не потому, что я не был к этому предрасположен – очень даже был. Просто в процессе взросления я осознал, что спорт не должен быть самым главным в жизни. Вообще любому парню-осетину жить без спорта, считаю, нехорошо. В этом для меня ярким примером всегда были квайсинцы, как на подбор физически одаренные люди.

– Как я понимаю, вскоре на ринг вместо тебя вышла Ее Величество Музыка?

– В конце 90-х годов у меня возникла идея сделать несколько кавер-версий известных осетинских мелодий, но не потому, что электронная музыка начала набирать обороты, а потому, что я сам слушал ее с 1991-го года и был влюблен в такие направления, как техно, транс, брейкбит и др. Тогда это было в диковинку. Многие в то время, если честно, вообще сомневались в умственных способностях людей, слушающих подобные композиции. Но идея была, а реализовать ее технически не представляло возможности. Наконец, в 2000-м году я приступил к первым пробам создания музыки. Это были жесткие и достаточно безжизненные мелодии, потому как от поп-музыки, тем более от современной российской и осетинской эстрады, я всегда был далек.

– Но ведь именно осетинская музыка принесла тебе успех и удачу?

– Лишь спустя четыре года я сделал несколько ремейков мелодий «Хонг?» и мелодий великого композитора Феликса Алборова. Эти треки «вышли» за пределы моих друзей и «пошли гулять» по всей стране. Я услышал много похвал в свой адрес, причем, от людей старшего поколения даже больше, чем от молодежи. А, как известно, самое лучшее вдохновение – это благодарность слушателей.

Уже в 2006-м году я отправил диск с несколькими записями во Владикавказ на радио «Алания». Как мне потом сказали, треки с диска разлетелись по мобильным телефонам, так и не добравшись до радио. Тем летом я приехал во Владикавказ и сам лично пришел на радио. Мне холодно объяснили: «Если музыка понравится звукорежиссеру, тогда ее поставят в эфир». Гарантий никаких не было.

– Что потом?

– Я вернулся домой, и уже в Питере до меня стали доходить слухи, что треки Скифа Баззаева стали частыми на радио. Так все и началось.

Вскоре совместно с талантливым гармонистом, радиоведущим и просто замечательным человеком Казбеком Лалиевым я записал трек «Симды ф?з». Кто учил меня? Никто, я выучился сам. У меня нет музыкального образования, я никогда не играл на инструментах. Все, что имею – это слух, и много терпения.

– Неужели это возможно?

– Все что сочиняю, я наигрываю просто на слух. Сам освоил кучу программ по работе со звуком. Постоянно что-то придумываю… Сейчас вот экспериментирую с вокалом. Не со своим, конечно. Например, в 2010-м году я сделал по просьбе Олега Тайсаева два ремейка его песни «Иры зар».

– Сколько уже работ в твоей копилке?

– Честно говоря, не считал. Больше 50-ти точно. Количество для меня – ничто, важнее качество, вложенные эмоции, чувства. У меня есть композиция под названием «Тохы зар?г», на которую у меня ушло семь месяцев кропотливой работы. На самом деле, когда все делаешь один, это адский труд. Нужно часто жертвовать временем, общением с друзьями, развлечениями…

Творческий процесс долгий и кропотливый.

Творческий процесс долгий и кропотливый.

– По какому принципу отбираешь музыку для работы?

– Мелодии выбираю сам. Я не смотрю, что популярно или что нравится другим, просто выбираю то, что мне самому по душе, иначе я не смогу работать над этой мелодией.

Вы только представьте, в процессе создания композиции ее нужно прослушать тысячи раз! А если она не нравится, то как над ней работать?

На данный момент из известных осетинских мелодий у меня есть 2 варианта «Хонг?» (2004 г.), «Из?р?й хуымты» (2006 г.), «Дыуу? ц?сты» (2008 г.) и другие. Есть и собственные треки, посвященные Осетии, например, «Dream of Ossetia».

– То есть творчество связано только с национальной тематикой?

– В большинстве своем – да, но есть композиции и ремиксы, не имеющие отношения к осетинской тематике. Я не ограничиваю себя в этом плане.

– Вообще как происходит творческий процесс? Где работаешь?

– Моя рабочая станция находится у меня дома. Понадобилось некоторое время, чтобы установить все необходимое оборудование для работы со звуком. Не имея опыта звукорежиссера и музыканта, сделать это было непросто, но главное – желание, без него ничего не получится.

К сожалению, идеи и замыслы приходят не всегда именно в рабочей обстановке. Вдохновить на новое произведение может все что угодно, особенно когда ты осознаешь, что это не зря, это нужно людям, что ты создаешь частичку чего-то доброго.

Вообще, если бы я был профессиональным классическим композитором, обратил бы свой взор на возрождение забытых национальных мелодий, танцев. Обратился бы к нартскому эпосу – величайшему достоянию нашего народа. Нартиада ведь может подвигнуть на новые идеи. Она бесконечна по своему содержанию.

И все-таки, как рождаются твои произведения?

– Я вспоминаю или выискиваю мелодию, которая мне нравилась с детства, наигрываю ее главный мотив, подбираю нужные инструменты, затем домысливаю аранжировку. Занятие долгое и трудное. Знаю, у многих музыкантов сдают нервы, когда они сами пытаются все это сделать. Я же иду до конца. Я не следую за коммерцией, не пытаюсь угодить кому-то, понравится или навязаться, просто делаю то, что считаю нужным.

3

Загадочный МОРАХ. Кударское ущелье.

– Я постоянно что-то совершенствую, надеюсь, эта тенденция сохранится. Планов много, всего не скажу, но если говорить о творчестве, то порадую слушателей новыми треками, новым звучанием. Возможно, будут совместные работы с популярными артистами. Еще хочу собрать свои лучшие осетинские мелодии и выпустить диск.

– Знаешь, сейчас многих жителей Осетии волнует вопрос: «Будет ли конец света в 2012 году»? Что думаешь по этому поводу?

– Выборы все равно состоятся. Шутка. А если серьезно, то насколько я знаю, календарь майя просто заканчивается на 2012-м годе. Это вовсе не означает, что грядет конец света. Другое дело, что осетин волнует именно этот вопрос, а не вопрос сохранения осетинского языка, например. Ибо для осетин конец света – это, прежде всего, исчезновение их родного языка.

– Золотые слова! И напоследок, что бы ты пожелал осетинской молодежи?

– Не терять свою самоидентичность, говорить как можно больше на осетинском языке, говорить грамотно, читать нартский эпос, хорошо учиться и быть лучшими везде и во всем, в том числе в спорте. Помнить свои корни, помнить поколения родных, изучать историю Осетии, уважать старших, стараться как можно больше впитывать от них все то, что они знают.

По возможности заниматься осетинскими танцами, ибо, как сказал легендарный хореограф Игорь Моисеев: «Народ, который создал танец «Симд», даже если бы не создал ничего более, – великий народ».

– Обещаешь подарить нашему сайту свой вариант известной композиции «Квайса дорогая, Квайса золотая»?

– Даю слово, эта песня будет у вас в моем исполнении.

Музыку Скифа БАЗЗАЕВА можно послушать в разделе «Аудио».