Осетия Квайса



Руслан АЛИКОВ: «Старую архитектуру надо сохранять, но и новое строить необходимо». Интервью – часть 2

Марина КАДИЕВА

Портрет 2Интервью с ведущим архитектором Северной Осетии Русланом АЛИКОВЫМ мы продолжаем его рассказом о творческой юности, проведенной в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры  им. И. Е. Репина, а также о том, как он лично способствовал открытию во Владикавказе архитектурного факультета. Этот шаг внес весомый вклад в подготовку профессиональных зодчих в Республике Северная Осетия-Алания.

Быть архитектором тяжело, но интересно

– В прошлом году вы отмечали сорок лет творческой деятельности. Как архитектура стала главным делом всей вашей жизни?

– С детства я любил рисовать. Именно поэтому, будучи в восьмом классе, поступил в педучилище на художественно-графическое отделение. Поступая, я хотел стать художником, живописцем. Получил даже красный диплом. Но потом понял и решил, что мне все-таки ближе архитектура.

Так в 1968 году мои творческие искания продолжились в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры  им. И. Е. Репина. По рисунку и живописи я был достаточно подготовлен, а математику и физику пришлось подучить. Экзамены сдал нормально и поступил.

– Академия – это серьезно. А кто вам преподавал?

– Ведущим моим педагогом был Игорь Иванович Фомин – Народный архитектор СССР. Рисунок, например – племянник заслуженного художника Северо-Осетинской АССР, лауреата Государственной премии им. Коста Хетагурова Батыра Калманова. Ректором  института был отец  моего преподавателя – Виктор Орешников. А сестра Батыра Калманова была его супругой. В Русском музее даже есть ее портрет – «Портрет жены художника» (автор В.Орешников).

Вообще преподавателей было много, да и группа была большая – 60 человек.

– Осетины среди них были?

С Соскиевым

Архитектурно-скульптурный дуэт - Руслан Аликов и Владимир Соскиев.

– На архитектурном вместе со мной учился выходец из Осетии Юра Евдокимов, курсом выше учился Заур Губаев, а и на живописном отделении наших было много. В это время как раз оканчивали академию Шалва Бедоев и Мурат Кабулов. Эльбрус Саккаев был в творческой мастерской (в аспирантуре). Кстати, со мной одновременно на живописный факультет поступили Магрез Келехсаев, Константин Калаев, на скульптурный – Костя Хадиков. Все мы дружили и общались.

– Конечно. Архитекторам вообще везде тяжело учиться. В ГМИ, например, все знают, что самый сложный – архитектурный факультет. После окончания я год прослужил в армии, а потом в 1975-м вернулся по распределению на родину и начал работать.

Где служили?

– Недалеко от Академии художеств – в Академии тыла и транспорта.

А работать начали?

– В проектном институте. Тогда он назывался «Севосгипрогорсельстрой».

То есть работа в Осетии вас ждала…

– А тогда всех направляли. Без работы никто не оставался.

– Ваши первые серьезные проекты?

– Довольно быстро мне удалось сделать проект, который осуществился – это аэропорт. Знаете, многие проекты тогда «легли» на полку, а вот аэропорт реализовали. Вначале, когда решили строить аэропорт, взяли типовой проект. Их было несколько.

– Что значит «типовой»?

– Это один и тот же проект, по которому строят в разных городах. Республика решила, что нехорошо иметь аэропорт, который будет похож на другие. Объявили конкурс на то, чтобы переделать существующий проект. На этом конкурсе я выиграл. Это было в 1977 году. А в 1982-м аэропорт уже заработал. Тогда ведь было много рейсов. Не считая Москвы и Ленинграда, самолеты летали в Волгоград, Казань, Киев, Шевченко, Ереван, Тбилиси…

– Как вы считаете, не пора ли уже его реконструировать?

– Конечно, пора. Более того, у меня есть предложение по реконструкции. Правда, неизвестно, кто будет его финансировать, сейчас же здание аэропорта в частных руках. Кстати, взлетно-посадочные полосы принадлежат государству, а все здания – частному лицу. Нонсенс, по-моему.

Таланты в Осетии рождаются часто

Вы стояли у истоков создания кафедры архитектуры Северо-Кавказского горно-металлургического института. С чего вдруг решили преподавать?

– В 1985 году я был избран председателем Союза архитекторов Северной Осетии. А у каждого председателя, как вы знаете, должна быть определенная программа, которую он стремится реализовать. Одной из главных целей я наметил себе создание условий для получения архитектурного образования в нашей республике, чтобы в полной мере обеспечить Осетию специалистами в этой области.

В то время ректором Северо-Осетинского государственного университета был А.Галазов. Я знал, что он собирается открывать какие-то новые факультеты, и направился к нему со своим предложением. Галазов попросил подготовить записку с обоснованием того, почему именно архитектурный факультет. Я подготовил такую записку. Он долго думал и в итоге заявил, что  организовать подготовку архитекторов – накладно и трудно, что это требует привлечения многих специалистов со стороны. В итоге открыл факультет искусств.

Моя идея повисла в воздухе. Потом, когда ГМИ решил замахнуться на статус университета (а университет должен быть многопрофильным), он обозначил список необходимых новых специальностей, среди которых была архитектура. ГМИ подал заявку в Москву, там дали разрешение и прислали специальную комиссию. Комиссия все посмотрела и заявила, что под создание факультета нет достаточной базы. Тем не менее, официальное разрешение уже существовало, и даже были проведены первые вступительные экзамены.

Ректор института З.Хадонов попросил меня найти достойную кандидатуру на должность заведующего кафедрой. Я поехал в Москву вместе с архитектором Болиевым уговаривать москвичей. Те упорно не соглашались работать в Осетии и посоветовали набрать специалистов в Казахстане и Узбекистане. Короче говоря, один человек из Казахстана, доктор архитектуры В. Сидоров, согласился-таки приехать во Владикавказ и посмотреть все на месте. Он прибыл, но договориться с ним не сумели. Тогда Зураб Мусаевич сказал мне: «Раз ты никого не нашел, берись за дело сам!» Вот я и стал заведовать кафедрой архитектуры. Выпустил пять поколений студентов, но в 2005 году подал заявление об уходе с должности.

Кафедра архитектуры СКГМИ.

Кафедра архитектуры СКГМИ.

Надоело?

– Нет. Дело в том, что это сложно, так как не только архитектурную практику, надо и науку развивать. Я посчитал, что возглавить кафедру должен архитектор с опытом научной работы. А мне защищаться уже поздно, и некогда.

– Но в институте вы все же остались?

Да. Я преподаю проектирование и читаю лекции по социальным и экологическим основам проектирования.

– Что ближе, преподавательская или собственная творческая деятельность?

Все это взаимосвязано. Например, когда у меня не хватало времени проектировать, я чувствовал, что мои слова имеют меньше веса для студентов. И, наоборот, занимаясь проектной практикой, я вижу, что ко мне прислушиваются. Молодые люди знают, что я не просто с книжек говорю.

– Наблюдая за разными поколениями студентов, как вы оцениваете их знания сегодня?

Нашим студентам не хватает фундаментальной теоретической подготовки.

– А если говорить о таланте?

Талантов много. В Осетии они рождаются так же часто, как и в других регионах. Конечно, студенческие работы, как правило, радикальные и зачастую невыполнимые. Но в них всегда бывает что-то оригинальное, что можно с применить на практике.

Гордость преподавателя - талантливые студенты.

– Архитектором можно научиться быть или им нужно родиться?

В первую очередь, надо иметь способности. А дальше уже работать над собой.

– Какой своей работой больше всего гордитесь? Какая самая удачная?

Если бы проект Бесланского мемориала реализовался, я был бы несказанно рад.

– Чем предпочитаете заниматься в свободное от работы время?

Люблю ходить по горам. Когда-то даже мечтал подняться на Казбек, но пока не удалось.

– И напоследок, ваши ближайшие планы на будущее?

Сейчас приступаю к проектированию краеведческого музея в Цхинвале. И своим студентам тоже дал задание сделать проекты на эту тему. Думаю, для Южной Осетии это мог бы быть ценный объект.

– А как Вы относитесь к исторической застройке нашего города?

Старую архитектуру нашего края надо сохранять, но и новое строить необходимо. Сочетание исторической основы и новой полезной архитектуры – это и есть, на мой взгляд, будущее современной архитектуры возрождающейся Осетии.