Осетия Квайса



Андрей СИБИРСКИЙ: «С надеждой на возрождение!»

Марина КАДИЕВА

51Недавно в Интернете под активное обсуждение блоггеров попала картина художника Андрея СИБИРСКОГО «В освобожденном Цхинвале». Кто-то утверждал, что работа постановочная и в ней нереалистично отображена война, подвергшийся агрессии город, его улицы и его люди. Другие, и их было гораздо больше, доказывали обратное – смысл трагедии и прославление победы переданы автором профессионально. «Повышайте эрудицию», – советовали они тем, кто не знаком с традициями батального искусства, и были правы.

Член Студии военных художников им. М.Б. Грекова Андрей Сибирский написал о Южной Осетии не одну, а целую серию картин. После грузинской агрессии в августе 2008 года он приехал по зову сердца в разрушенный Цхинвал, чтобы посвятить ему одну из славных страниц своей творческой биографии. Это, как говорит А.Сибирский, был его гражданский долг. Сегодня работы мастера кисти, посвященные войне в Южной Осетии, уже являются частью нашей общей истории.

О югоосетинской командировке, профессиональных взглядах, жизненных предпочтениях и планах на будущее художник рассказал корреспонденту сайта «Осетия-Квайса» Марине КАДИЕВОЙ.

– Как родилась картина «В освобожденном Цхинвале»?

– Как военный художник я занимаюсь написанием современных боевых столкновений. В этом у меня уже есть определенный опыт – был свидетелем войны в Чечне, Боснии, Таджикистане… Поэтому, как любой здравомыслящий человек, возмутился грузинскому варварству на осетинской земле. Прекрасно знаю, что такое артиллерия и что значит применить ее в отношении мирного населения. У нормального человека в голове это не укладывается. Так только фашисты делали. Одно дело, когда воюет армия, и другое, когда такому залповому обстрелу подвергается спящий город – это чудовищно!

Вскоре появилась возможность поехать в Цхинвал. Увиденное повергло меня в шок. С точки зрения гражданской позиции все это надо было срочно воплотить в картинах, эскизах. К сожалению, человеческие трагедии – тоже часть нашей новейшей истории. И задача художника – запечатлеть это для потомков. Тем более, если есть возможность сделать это по натурным зарисовкам и свежим впечатлениям.

Как долго вы пробыли в Южной Осетии?

– К сожалению, недолго. Буквально несколько дней. Но за это время я начал работать над целой серией картин, посвященных августовской войне. Среди них «К бою», «Вызываем огонь на себя», «На помощь», «Спасибо русскому солдату» и другие.

777
«В освобожденном Цхинвале», 2009 г.

Картины уже вами завершены?

– Да. Более того, «В освобожденном Цхинвале» и «Казарма батальона миротворцев после отбитой атаки грузинских войск» уже закуплены Министерством обороны России. Точнее его Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. А сейчас по заказу управления я делаю серию картин, посвященных 6 роте.

Что вас больше всего поразило в Цхинвале?

– Поразило все. В особенности, разрушенные до основания кварталы частных домов. Страшное зрелище.

С местными жителями побеседовать удалось?

– Пока ходил, все осматривал, успел, конечно, пообщаться с людьми, которые вынесли на своих плечах столько горя, потеряли близких и дорогих людей, лишились домов. И было очень трогательно, что несмотря на все это, осетины нас, русских, так хорошо и радушно приняли.

Это ваш первый приезд в Осетию?

– Нет. Во время военных действий в Чечне и Дагестане, я несколько раз бывал и во Владикавказе. Приезжал в осетинскую столицу и в советские времена. Город очень красивый! Однажды познакомился там с замечательным человеком – полковником Юрием Георгиевичем Манагаровым, который с 2000-го по 2004-й год возглавлял Владикавказское суворовское военное училище. Мы с ним дружим, часто созваниваемся. А если Юрий бывает в Москве – то встречаемся.

Андрей Вениаминович, в своем творчестве вы в основном изображаете эпизоды войны, мгновенья победы, русское оружие… Вам нравится батальная живопись или это непременный атрибут пребывания в студии?

– Мне нравится такая живопись, причем, как современная, так и историческая. Но больше интересует современная война, человеческий фактор, судьбы наших мужественных людей. По репортажам, открыткам и фотографиям этого не передать. Нужно все чувствовать самому. Художник должен работать с натуры, получать настоящие впечатления, видеть живые цветовые соотношения. Натура – она питает художника.

"Спасибо русскому солдату", 2009 г.
«Спасибо русскому солдату», 2009 г.

Наряду с военными картинами у вас есть много замечательных работ с видами златоглавых соборов, монастырей, храмов… Вы – верующий человек?

– Все наше мировоззрение неразрывно связано с верой. А я – православный человек, поэтому так много времени этому уделяю.

– Ваш отец народный художник РСФСР Вениамин Сибирский – один из корифеев Студии им. М.Б. Грекова…

Да, он тоже в свое время много писал на историческую тематику, в том числе про Великую Отечественную войну. Отец – автор ряда великолепных диорам. Одну из них «Штурм Измаила суворовскими войсками» он написал в соавторстве с товарищем – народным художником Евгением Данилевским, которого, к сожалению, недавно не стало. Вместе они ставили диораму «Штурм Берлина» и в Вюнсдорфе, которая сегодня хранится в г.Жуков в музее маршала Советского Союза Г.К.Жукова. Работы этих художников можно увидеть и на Поклонной горе в Москве.

– Можно сказать, вы пошли по стопам отца…

Получается, что так. Он в студии с 1968 года. Считается здесь на сегодняшний день одним из старейших художников. «Древнее» только народный художник РСФСР Владимир Переяславец – наш действующий ветеран. Ему уже 92 года, а он до сих пор работает! Такой активный дяденька. Он был летчиком-истребителем во время Великой Отечественной войны. Наши старшие – поистине мужественные и достойные люди. Нам нужно на них ровняться.

– Когда все-таки сформировалась ваша любовь к живописи?

Я вырос в семье художника, фактически в мастерской среди красок. С детства общался с представителями этой профессии, посещал выставки. Вскоре это незаметно вошло в мою жизнь и осталось в ней навсегда. Я поступил в Московскую среднюю художественную школу при государственном художественном институте им. В.И.Сурикова уже после 4-го класса. После того, как ее окончил, отслужил в армии, а потом поступил уже в сам институт и проучился там до 1989 года. Позже с 1992-го по 1995-й у меня были академические мастерские при Российской Академии художеств – что-то вроде аспирантуры. Мне преподавали замечательные педагоги – братья Ткачевы. Затем, какое-то время я поработал «на вольных хлебах», а потом принял участие в конкурсе Студии военных художников им. М.Б. Грекова.

– Что это был за конкурс?

Конкурс был рассчитан на несколько человек, потому что военная специфика Студии не позволяла делать его большим. Ведь тут помимо профессиональных художественных данных, нужно хорошо владеть знанием военного и исторического жанра. А это любят не многие. Мне было 34 года, когда я стал работать в Студии им. М.Б. Грекова. Это был 1996 год.

"На помощь", 2009 г.
«На помощь», 2009 г.

– Получается, в новом 2011 году вас ждет творческий юбилей?

Маленький.

– Какую-нибудь выставку в связи с этим планируете?

Скорее всего, хотя не будем загадывать, еще дожить надо! Единственная проблема в том, что работ у меня на руках мало. К счастью, они востребованы, хорошо покупаются и разъезжаются по разным уголкам мира. Жить-то надо! Сложно будет все это собрать.

23 февраля в День защитника Отечества у меня планируется персональная выставка в Государственной Думе РФ. Подобная выставка под называнием «Воинство небесное и земное» у меня уже была. Среди представленных работ будут как военные картины, так и лирические пейзажи, изображения монастырей, храмов – тематика православного воинства. Это смотрится хорошо и имеет, считаю, глубокий смысл.

– Расскажите, когда и как вы были награждены медалью «За жертвенное служение»?

– Кстати говоря, подобная медаль есть и у моего отца. Нам их вручил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй за то, что мы написали и смонтировали иконостас в церкви, которую построили наши десантники в городе Углевик (Босния). Я был очень тронут.

– Часто случается работать за рубежом?

– Раньше и в Соединенных Штатах Америки работал. Там и в Ново-Тихвинском монастыре есть мои иконы, и в Спрингфилде – в историческом музее штата Иллинойс тоже мои картины. Больше всего, наверно, я там поработал. Вообще моих работ заграницей много – иностранцы часто их приобретают. Да и вообще когда путешествуешь, часто пишешь разные этюды с натуры…

Любите путешествовать?

– Очень. Если бы была возможность, я бы все время путешествовал. Вообще бы дома не сидел.

– В таком случае, какой ваш любимый город?

– Сложно сказать. Вообще я не люблю города, мне больше нравится деревня. У меня в Тверской губернии есть дом. Вот там я лучше всего себя чувствую. Сам вырос в Поленово – это недалеко от Москвы, там отчий дом. Как только становится тепло, отец сразу же туда уезжает и проводит в деревенской тиши практически все лето. Там и мастерская у него есть.

– Есть ли среди ваших работ любимые – те, которые особенно дороги?

– Не скажу, что есть любимые, скорее всего, есть объективно удачные. К счастью, их несколько. И мое мнение по этому поводу совпадает с мнением окружающих. Такие работы я стараюсь оставлять у себя. А если даже просят продать, то я делаю повторение. Среди них, например, «Крещение княгини Ольги». Я считаю, это очень удачная картина. Я ее уже раза четыре повторил. А оригинал у меня висит. Есть серия пейзажей, несколько натюрмортов. Очень хорошая у меня «Элегия» – это портрет моей жены в Санкт-Петербурге. Причем, я начал его еще в институте, а потом уже, спустя несколько лет, немного подкорректировал.

А сейчас над чем работаете?

– Над серией летних пейзажей, изображающих среднерусскую природу. Это опять-таки деревенская тематика, так мною любимая.

Какова главная идея вашего творчества?

– Любовь к Отечеству. Любовь и скорбь по Отечеству. Потому что то, что у нас сейчас творится в стране и мире – это очень удручает.

И напоследок – каким вы видите будущее России?

– Конечно же, светлым. Сейчас у нас Смутное время. Как известно, такие времена уже бывали. Наша страна пребывала и в более худшем положении. Однако всякий раз она смогла превозмочь бремя обстоятельств и подняться с колен благодаря силе народного духа. Так что будем надеяться на возрождение, на лучший завтрашний день!

"Грузинская военная база в Синаки"
«Грузинская военная база в Синаки», 2009 г.
"Вызываем огонь на себя", 2009 г.
«Вызываем огонь на себя», 2009 г.
"Казарма батальона миротворцев после отбитой атаки грузинских войск".

"Казарма батальона миротворцев после отбитой атаки грузинских войск".

"К бою", 2009 г.
«К бою», 2009 г.
"Без слов", 2009 г.
«Без слов», 2009 г.