Осетия Квайса



Знать имена погибших защитников Отечества – это нужно живым

Более шестидесяти лет минуло после окончания Великой Отечественной войны но, увы, до сих пор, на полях былых сражений, в безымянных могилах, лежат тысячи павших защитников Отечества. До сих пор по всей России десятки поисковых отрядов в лесах и болотах находят останки доблестных воинов, чтобы перезахоронить их с подобающими почестями и, самое главное, узнать имена безвестных бойцов.

Благодаря патриотическому порыву поисковиков ежегодно сокращается длинный список безымянных захоронений. Об участниках воздушных сражений в небе Осетии рассказывает известный историк Феликс Киреев.

В Северной Осетии, сполна испытавшей на себе военное лихолетье, для поисковиков есть большое поле деятельности. Уже несколько лет в республике существует поисковый отряд «Мемориал-Авиа», члены которого кропотливо собирают все, что связано с летчиками, погибшими на территории республики, и летчиками – уроженцами Осетии, не вернувшимися с боевых заданий.

Все началось в апреле 1999 года, когда группе членов владикавказского аэроклуба показали место падения самолета в районе сел. Майрамадаг. При обследовании кроме обломков самолета были обнаружены фрагменты останков пилотов. Ребята стали интересоваться, кто были эти летчики, просмотрели литературу по боевым действиям на территории Осетии и обратили внимание, что очень мало информации по 4-й воздушной армии, которая воевала здесь. Стали выходить на архивы и специалистов-историков. В том же году были найдены останки самолета Ил-2 в районе сел. Хаталдон и самолета Пе-2 в районе сел. Зилахар.

На сегодня найдены места падения еще нескольких самолетов, в числе которых Ил-2, А-20 (Бостон), Пе-2, ЛаГГ-3. Было перезахоронено пятеро членов экипажей.

Как рассказал один из руководителей поискового отряда «Мемориал-Авиа» Сергей Порошин, в результате кропотливой работы в архивах стало известно, что общее количество сбитых над республикой советских самолетов – около 170, соответственно членов экипажей погибло более 300 человек. И эти цифры не окончательные, так как еще не по всем авиаполкам, воевавшим в Северной Осетии, удалось выяснить данные по потерям.

За подвиги в небе над нашей республикой шесть летчиков получили золотые звезды Героев Советского Союза, еще семь были удостоены этого высокого звания посмертно. Трое повторили подвиг Гастелло, направив свои машины на скопление вражеской техники, а четверо совершили воздушный таран.

Потери противника в небе Осетии тоже были значительные – более 100 самолетов, но, что интересно, пока не найдено ни одного немецкого самолета.

Что касается погибших наших земляков-летчиков, то на сегодня их около ста человек, и эта цифра еще будет увеличиваться и весьма существенно. Ведь только до начала войны Северо-Осетинским аэроклубом было подготовлено около двух тысяч летчиков, большинство их которых погибли в первый год войны. В числе погибших пилотов Иван Бочкин, Александр Булацев, Семен Гокинаев, Андрей Джиоев, Урусхан Доев, Владимир Коняхин, Василий Меркулов, Константин Садовничий, Александр Ткаченко, Дзантемир Чипиров и многие другие. Капитан Сосланбек Тотров, возможно, первый погибший из наших земляков-летчиков. Он не вернулся с боевого задания 30 июня 1941 года.

Увы, этой темой, за время, прошедшее после окончания войны, никто не интересовался. Поэтому сейчас приходится практически с нуля собирать нужные сведения. Порой непонимание проблемы бывает и со стороны чиновников.

«В 2007 году мы писали обращение к Главе республики с предложением о создании небольшого мемориала, посвященного летчикам 4-й воздушной армии, а также нашим землякам-летчикам, погибшим во время войны, – говорил Сергей Порошин. Осенью того же года состоялось заседание топонимической комиссии г. Владикавказа, где был рассмотрен этот вопрос и принято единогласное решение о выделении места для мемориала и захоронения найденных летчиков на территории бывшего аэродрома ДОСААФ. Но позднее был получен ответ из АМС г. Владикавказа, что создание подобного мемориала нежелательно, могут обидеться представители других родов войск. Хотелось бы напомнить, что в республике уже есть мемориалы посвященные танкистам, морякам, артиллеристам, пехотинцам, а летчикам нет ни одного. А ведь было бы весьма уместно иметь такой мемориал в городе воинской славы, каким является Владикавказ».

Несмотря на все трудности, члены «Мемориал-Авиа» продолжают свою работу, открывая новые имена павших героев, выясняя их судьбы. Любое найденное имя – уже удача, а если обнаруживаются родственники погибших, то это удача двойная. Так, на днях стало известно, что жива вдова летчика Васильева из экипажа А-20, найденного в районе Майрамадага. Нашелся и двоюродный брат члена экипажа СБ-2, погибшего в районе Зилахара. Этим летом они должны приехать в Осетию, чтобы поклониться родным могилам.

«Мы должны иметь не абстрактные цифры и безымянные могилы, а конкретные имена все павших героев, погребенных со всеми почестями. «Никто не забыт и ничто не забыто» – эти слова должны воплотиться в дела. Таков наш долг перед павшими. Ведь это нужно не мертвым – это нужно живым», – подчеркнул Сергей Порошин.