Осетия Квайса



Российский балет остался без Вадима ТЕДЕЕВА

Ted-7Игорь ДЗАНТИЕВ

Балетмейстер Вадим ТЕДЕЕВ умер прямо во время репетиции – как солдат в бою. Это известие, облетевшее 21 июля театральный мир, шокировало. Сайт «Осетия-Квайса» собирался поздравить Вадима Сергеевича с 65-летием, которое он должен был встретить всего через пять дней – 26 июля. Но теперь вместо материала под рубрикой «Праздничный тост» мы вынуждены писать слово прощания с выдающимся мастером балета.

Вся жизнь Вадима Тедеева прошла в искусстве. К балету он приобщился с детства. Его отвела на первую репетицию мама, артистка знаменитого в СССР ансамбля «Березка». С этого момента Вадим Тедеев и балет – слова неразделимые.

Редкий случай – он преуспел на балетном поприще, считающимся  сложным и изысканным, и как танцовщик, и как педагог. Факт, который еще убедительнее подтверждает: Вадим Тедеев жил в искусстве, дышал искусством и не мыслил себя вне его.

Мы познакомились с ним в 70-е, когда его звезда уже ярко горела на балетном небосклоне, а он пользовался в артистических и зрительских кругах заслуженной популярностью. Но в нем, уже известном и осыпанном комплиментами, не было и тени высокомерия.

Тедеев легко и просто откликнулся на предложение незнакомого ему студента московского вуза встретиться, чтобы написать материал для читателей Северной Осетии. И, как мог, тактично помогал, терпеливо объясняя азбучные истины несведущему в балете начинающему журналисту. Он даже устроил мне контрамарки в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко на два спектакля, в которых солировал. Чтобы я мог лучше понять, что такое балет и воочию посмотреть, чего он в нем добился.

Конечно, я был ошеломлен. Музыкой, красотой танца, публикой, которая для меня предстала не просто созерцающими зрителями, а настоящими ценителями, наслаждающимися балетными спектаклями.

Так в газете «Социалистическая Осетия» тридцать с лишним лет назад появился материал «На крыльях танца».

А много позже мы еще раз встретились с ним в театре, уже как с балетмейстером. Итогом этой встречи стало интервью, опубликованное во Владикавказе в газете «Столичная», которое мы полностью воспроизводим сегодня как дань памяти и безграничного уважения выдающемуся артисту и балетмейстеру, открытому и доброжелательному человеку.

Вадим ТЕДЕЕВ: «Моя жизнь принадлежит театру, мое сердце – Осетии»

Ted-1Артистическая звезда солиста балета музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Вадима ТЕДЕЕВА взошла на театральном небосклоне стремительно и ярко. И уже через несколько лет после сценического дебюта в театральной Москве 70-х и 80-х ходить «на Тедеева» считалось престижным.

Крупнейший мастер советской хореографии, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР А.Мессерер, характеризуя успех Тедеева на II Московском международном конкурсе артистов балета, в котором участвовало более 100 исполнителей из 23 стран, писал: «Вадим Тедеев – танцовщик мужественный, темпераментный, одаренный актерски. Он очень эмоционален и вместе с тем сохраняет самоконтроль во время танца…»

На этих фотографиях, снятых тридцать лет назад, Тедеев танцует сольную партию в балете «Белеет парус одинокий», а в другом спектакле – он вместе со своей постоянной в то время партнершей Маргаритой Дроздовой.

Как сложилась дальнейшая судьба прославленного танцовщика и чем сегодня занимается Вадим Тедеев?

Досье «Столичной»

Выдающийся российский артист и балетмейстер Вадим Сергеевич Тедеев родился 26 июля 1946 года в Москве.

Ted-2Отец артиста, Сергей Васильевич Тедеев, – талантливый оперный певец, в настоящее время на пенсии, проживает во Владикавказе (умер несколько лет назад – прим. ред.). Мать, Ангелина Борисовна, – в прошлом артистка академического ансамбля танца «Березка», живет в Москве.

Артистическая карьера Тедеева сложилась удачно. В 1965 г. по окончании Московского хореографического училища он стал солистом балета музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. За 25 лет на сцене московского театра исполнил главные партии в балетах «Красные дьяволята», «Белеет парус одинокий», «Жаклин», «Гаяне», «Коппелия», «Степан Разин», «Дон-Кихот», «Алые паруса», «Скифы», «Корсар» и многих других. В 1990-1994 гг. исполнил партии в ряде спектаклей театра балета Кремлевского Дворца съездов.

Вадим Тедеев – лауреат престижных международных конкурсов артистов балета в Варне (1972 г., вторая премия) и в Москве (1973 г., третья премия). В 1980 г. ему присвоено звание народного артиста Российской Федерации. Вошел в энциклопедию «Балет». Как отмечается в энциклопедии, «танец Тедеева благороден и мужественен, артист владеет виртуозной техникой, обладает ярким темпераментом, актерской убедительностью».

В педагогическую деятельность В.Тедеева также вписано немало достойных страниц. В 1979-1987 гг. преподавал в Московском хореографическом училище. В 1987 г. окончил ГИТИС по специальности педагог-хореограф. С 1987 г. – педагог ГИТИС. В 1988-89 гг. – педагог-репетитор ансамбля «Гжель». С 1990 г. – педагог-репетитор и танцовщик театра балета Кремлевского Дворца съездов. С 1991 г. по настоящее время – педагог-репетитор музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Преподает также в Московской академии хореографии. В 1999 г. награжден орденом

В феврале 1984 г. Вадим Тедеев женился на известной балерине, заслуженной артистке России Светлане Цой (вторая премия на всесоюзном конкурсе артистов балета 1984 г.). Их сын Алексей Тедеев, которому осенью исполнится 18 лет, в 2003 году окончил Московскую академию хореографии и принят в труппу Большого театра.

Вадим ТЕДЕЕВ: "Таким я парнем был еще вчера".

Вадим ТЕДЕЕВ: "Таким укрощающим строптивых я был еще вчера".

– Тедеевы – одна из самых больших фамилий Осетии. Ее представители хорошо известны в различных областях: в общественно-политической жизни, в предпринимательской деятельности, в спорте. Но именно вы проторили дорогу в балет, став, кстати, пионером мужского национального балетного искусства. Сегодня, с высоты творческой биографии, не жалеете о своем давнем выборе? И как получилось, что был сделан именно такой выбор?

– Не только не жалею, но и продолжаю активную жизнь в балете, теперь в качестве педагога. А началось все, как, наверно, у большинства артистов. Мама отвела меня в театр на балетный спектакль «Доктор Айболит», потом я посмотрел в Большом театре какой-то спектакль – не помню названия, но помню, что танцевал там Сергей Корин, блестящий характерный танцовщик, который мне очень понравился. Поскольку мама моя была из первого состава танцевального ансамбля «Березка», то она, естественно, очень хотела, чтобы я пошел по творческому пути. После нескольких таких театральных походов, когда мама поняла, что искусство танца меня заинтересовало, она спросила меня: «Не пойдем ли мы заниматься балетом?» Я с удовольствием согласился. Так еще в начальных классах школы я начал заниматься балетом. А когда мне исполнилось 10 лет, стал заниматься профессионально, поступив в Московское хореографическое училище. С тех пор иду по жизни, которая, считаю, сложилась счастливо.

– Неужели Вам в творческом плане все удалось? Ведь чем крупнее артист, тем выше планка требований. Не может быть, чтобы Вы были удовлетворены творческой судьбой абсолютно. Или Вы – удивительное исключение?

На сцене - Вадим ТЕДЕЕВ и Маргарита ДРОЗДОВА.

На сцене - Вадим ТЕДЕЕВ и Маргарита ДРОЗДОВА.

– Дело в том, что судьба артиста во многом зависит от репертуара. Бывает больше ролей, бывает меньше. Бывает много интересных, когда живешь в образе вместе со зрительным залом. А бывает и так, когда артист постоянно занят в спектаклях, а творческого удовлетворения нет – репертуар просто не подходит под индивидуальные особенности. И тогда или надо переходить в другой театр, или как-то терпеть. Мне терпеть не пришлось, поэтому и говорю о счастливом творческом пути. Хотя, с другой стороны, такие интересные спектакли, как «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик» мне целиком не удалось станцевать. Просто потому, что в мое время их в музыкальном театре им. Станиславского не ставили. Но я старался восполнить это выступлениями в других российских театрах, например, в челябинском, где шли постановки классического наследия. Были и выступления со специальной программой и за границей. Словом, грех жаловаться.

– Вы в театре им. Станиславского уже почти 40 лет. Почему не Большой?

– Конечно, все ученики Московского хореографического училища мечтают попасть в Большой театр. Но когда меня распределили после окончания училища  в театр им. Станиславского, я не успел погоревать о том, что не попал в Большой, так как с первых же дней начал работать, причем не в кордебалете, а солистом. Это достаточно редкий случай, чтобы в 19 лет тебе сразу доверили главные роли. Повезло мне и с педагогами, они были просто блестящими специалистами. В училище народный характерный танец вела Надежда Капустина, Юрий Кондратов – дуэтный танец, классику преподавал Глеб Михайлович Евдокимов. К сожалению, сегодня их уже с нами нет. А тогда, много лет назад, так счастливо распорядилась судьба, что Евдокимов практически вместе со мной перешел балетмейстером-репетитором в театр Станиславского. И мы работали вместе очень долго. Обычно молодые артисты, уже выступая в театре, приходят к своим педагогам в учебное заведение за поддержкой, пообщаться, а мы все время были вместе, что, конечно же, помогало мне в творчестве. Мы с ним прошли все конкурсы, все главные роли. И это еще одна грань актерской удачи, которая далеко не всегда присутствует в реальной театральной жизни.

– Одно время, лет десять назад, Ваше имя можно было встретить на афишах «Кремлевского балета». В родном театре у Вас что-то не сложилось? Или…

– Или. Дело в том, что мой одноклассник по училищу организовал этот балет и пригласил меня ему помочь. И я был там и педагогом, и исполнителем. Правда, больше на актерских ролях, а в танце, где требовалась прыжковая удаль молодости, работала большая группа подающих надежды танцовщиков. Но я не ушел из своего театра, просто совмещал два интересных дела.

Большое мастерство приходит от большого мастера. Занятия ведет Вадим ТЕДЕЕВ.

Большое мастерство приходит от большого мастера. Занятия ведет Вадим ТЕДЕЕВ.

– С высоты обретенного опыта, что сложнее: быть педагогом или быть артистом?

– Для педагогической деятельности мало одного актерского мастерства, нужна предрасположенность к воспитанию молодого поколения. Чтобы тебя воспринимали те, кто сегодня выходит на сцену. Ведь артисты, как и все творческие люди, очень восприимчивые натуры, нередко со сложным характером. В театре присмотрелись и посчитали, что эта миссия у меня должна стать удачной. Поэтому, будучи еще достаточно молодым, сам выступая на сцене, я получил возможность педагогической практики, время от времени заменяя приболевших педагогов. А потом уже покойный Ростислав Захаров буквально затащил меня в ГИТИС. Я как-то не торопился получать диплом педагога, но он убедил, что это необходимо. Хотя к тому времени я уже официально преподавал дуэтный танец в хореографическом училище при Большом театре. Тогда не требовалось иметь диплом о высшем образовании. У меня были имя, творческая биография и умение показать и объяснить.

А вообще радость педагога сравнима с творческим удовлетворением артиста. Вот в этом году в Московской академии хореографии у меня был выпуск по двум дисциплинам. И вот результат, которым я горжусь не меньше, чем собственным успехом на сцене: 5 моих воспитанников, в том числе сын Алексей, приняты в балетную труппу Большого театра, один – туда же в миманс (на актерские роли в балет), два мальчика – в наш театр, театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, и один – к Наталье Сац.

– К сыну вы проявляли некоторую лояльность и снисходительность?

– Наоборот, к нему у меня были повышенные требования. Разве может педагог ставить кого-то в особые, «тепличные» условия?! Поэтому я к Алексею был даже более строг, чем к остальным. А отцовские чувства старался проявлять вне репетиционного зала.

– А его выбор пойти по стопам папы и мамы – осознанный или результат «воспитательной работы» со стороны родителей?

Горжусь тобой, сын. Алексей и Вадим ТЕДЕЕВЫ.

Горжусь тобой, сын. Алексей и Вадим ТЕДЕЕВЫ.

– Я думаю, что все-таки осознанный. Когда он был совсем еще маленький, а я параллельно работал в Кремлевском балете, там в таких балетах, как «Дон-Кихот», «Наполеон», «Золушка», нужны были дети. Алексею было еще лет 6-7, и никакому балету он не учился, ни в каких кружках не занимался. Но мы отвели его в Кремлевский балет, и он загорелся. Работал и с Владимиром Васильевым, и с Андреем Петровым, и с другими постановщиками, исполняя детские роли, например, роль сына Наполеона в одноименном спектакле. Уже тогда у него проявились хорошие сценические качества, а в хореографическое училище он вообще попал без всякого давления и протекции. Его отвела туда бабушка, моя мама, и сообщила нам об этом постфактум – когда они уже поступили туда. Самое главное, что он пошел в хореографию с большим энтузиазмом и удовольствием и работал в годы учебы хорошо.

– Если посмотреть беспристрастным, объективным взглядом опытного танцовщика и педагога: превзойдет ли сын на сцене своего отца?

– Я бы сейчас говорил о перспективах очень осторожно. У него есть природные возможности для сценического успеха. Все будет зависеть от того, как он будет трудиться, потому что никакие способности сами по себе не раскрываются. Чтобы выглядеть достойно, нужно постоянно работать над собой, прикладывать много усилий для совершенствования. Это, собственно, требуется во всех областях деятельности, балет – не исключение. Здесь труд физический и труд умственный. И от того, насколько гармонично и отточено будут проявляться на сцене оба этих компонента, зависит результат.

Мне кажется, тот факт, что Алексея пригласили работать в Большой театр, станет дополнительным стимулом для того, чтобы собранно, ответственно и увлеченно относиться к избранной профессии. А я счастлив, что теперь Тедеевы покорили три главные балетные сцены столицы – сцену Большого театра, сцену театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и сцену Кремлевского Дворца съездов.

– Коль вы заговорили о фамильных ценностях, то стоит перейти от сугубо творческой стороны нашей беседы к более широкому кругу вопросов. Это интервью появится под рубрикой «Лицо аланской национальности». Насколько Вы ощущаете себя таким лицом и не ощущали ли в связи с этим какого-то дискомфорта?

– Я горд, что я осетин. Когда я учился в школе и когда пришел в театр, все знали о моей национальной принадлежности. И ни разу за все время ни я, ни Алексей не почувствовали на себе хоть какого-то укоризненного взгляда.

Что касается рубрики с таким своеобразным названием, то, наверное, это хорошее начинание. Пусть она послужит своего рода связующим звеном между нами – теми, кто живет и трудится за пределами Осетии, и народом республики, который дал стране и миру столько талантливых, трудолюбивых людей.

– А когда Вы последний раз были в Осетии?

– Лет 20-25 назад. Это вопрос, который все время во мне сидит. От той давней поездки у меня остались самые восторженные воспоминания. Я все помню: как заезжал к отцу, как меня опекал мой дядя – артист Осетинского театра Алихан Тедеев, которого я, как и отца, очень люблю. И даже когда дяди рядом не было, само его имя открывало передо мной любые двери.

И сейчас мне нелегко: часть моего сердца навсегда в Осетии, а семья, любимая работа, ученики, которых надо вести по жизни, – в Москве. И все расписано: то занятия в академии хореографии, то репетиции в театре, то спектакли. Даже отпускное время разное. Вот и получается, что вырваться во Владикавказ очень сложно.

– С Вами поддерживают какие-то контакты официальные представители культуры Северной Осетии, Южной Осетии? Может, могла бы родиться интересная творческая идея?

– К сожалению, никто ко мне вообще никогда ни с каким творческим предложением не обращался. Может, все еще впереди?! Но я в любом случае в ближайшее время, как только позволят обстоятельства, обязательно приеду в Осетию. Хочу показать и своему сыну, и своей супруге родину моих предков. Алексей должен знать свои корни, а Светлане, уверен, на осетинской земле тоже понравится.

– Как вы познакомились со своей женой?

– Моя жена окончила училище в Ташкенте и как одна из лучших балерин приехала на стажировку в Москву. Может, кому-то покажется, что это громко сказано, но я, как увидел Светлану на экзамене в Московской академии балета, так в один миг «заболел». А потом так получилось, что ее еще и в наш театр взяли. Одним словом, это был знак судьбы.

– Ваш рецепт тем молодым людям, кто выбрал для себя в жизни творческий путь.

– Постоянно следить за тем, чтобы не остановиться в собственном развитии. Не искать легких и простых путей. Не лениться. Ну и, конечно, пусть каждому увлеченному сопутствует творческая удача!

Игорь ДЗАНТИЕВ,
газета «Столичная», 23 августа 2003 г.

Фото автора и из архива Вадима ТЕДЕЕВА