Осетия Квайса



Огонь Прометея

foto-10// Сегодня – 130 лет со дня рождения драматурга Елбыздыко БРИТАЕВА

… Он был из тех, кого уже современники называли солью осетинской национальной интеллигенции, и кто навсегда оставил о себе чистую и благодарную память в анналах культуры родного народа. Сердце этого человека всю его жизнь, жизнь до горечи короткую (ему отведен был судьбой земной путь длиною всего-то в 42 года) оставалось беспокойным сердцем патриота и подвижника. Вслед именно вот таким порой и раздается то восторженное, то усмешливо-скептическое: «Дон Кихоты!».

А талант его был удивительно многогранным. Педагог, немало сделавший «на ниве» народного просвещения Осетии, журналист с острым и горячим пером, известный на Северном Кавказе общественный деятель… И – один из основоположников национальной осетинской драматургии, чьи пьесы не просто вошли в ее сокровищницу: они живут на сценах театров республики и поныне. Не старея с бегом десятилетий и продолжая обжигать и волновать зрительские сердца…

Все это – Елбыздыко Цопанович Бритаев. Младший современник Коста, одногодок Махарбека Туганова, замечательный мастер осетинской литературы начала XX века – один из тех, кто стоял в Осетии у истоков создания профессионального национального театра… Сегодня, 23 марта, исполняется ровно 130 лет со дня его рождения. И, наверное, по-своему символично, что эта знаковая для нашей национальной культуры дата всего на два дня «разминулась» с торжествами, которые пройдут в нынешнюю пятницу, 25 марта, во Владикавказе в честь другого юбилея – 75-летия Северо-Осетинского академического театра. Театра, в афише которого пьесы Мастера всегда занимали особое место.

– Имя Елбыздыко Бритаева – одно из тех имен, с которыми неразрывно связана история не только литературы Осетии, но и нашего национального сценического искусства. Основоположник осетинской драматургии, заложивший в ее фундамент краеугольный камень – одним только этим о нем, пожалуй, уже все сказано. И 130-летие со дня его рождения – особая дата и для Осетинского театра, которую мы в этом году, конечно же, тоже обязательно постараемся отметить тепло и красиво, – подчеркнул в интервью «СО» худрук Северо-Осетинского государственного академического театра им. В.Тхапсаева, председатель Союза театральных деятелей РСО-А, народный артист Северной Осетии Казбек Губиев. – К постановкам драматургического наследия Елбыздыко Бритаева наш театр обращался не раз. Четырежды ставилась на нашей сцене одна только его драма «Две сестры». Впервые – в 1936 году. Режиссировал этот спектакль Арсен Макеев, музыку к нему написал Татаркан Кокойти, а блистали в нем несравненные Серафима Икаева, Минка Ещерекова, Анна Дзукаева, Василиса Комаева, Петр Цирихов… Потрясающе (по воспоминаниям актеров старшего поколения Осетинского театра) играл в «Двух сестрах» Татархана совсем еще тогда молодой Владимир Тхапсаев… Дважды ставилась у нас и трагедия Елбыздыко Бритаева «Хазби». С успехом шла его знаменитая философская пьеса-аллегория «Амран», написанная на вечную «прометеевскую» тему по мотивам осетинского фольклора… И именно наследие Бритаева-драматурга во многом задало творчеству Осетинского театра ту героико-романтическую направленность, которая определила его «лицо» и к которой сейчас театр возвращается…

… Собирается почтить этой весной память мастера, проведя в своих стенах приуроченный к Дню осетинского языка и литературы творческий вечер, посвященный его 130-летию, и Музей осетинской литературы им. К.Л.Хетагурова. Не оставит в нынешнем году без внимания эту дату и Союз писателей Северной Осетии – так заверили «СО» в руководстве этой творческой организации. Пройдут, по традиции, в эти дни книжные выставки, рассказывающие молодежи о творчестве Елбыздыко Бритаева, в библиотеках Владикавказа и районов республики. И все же, все же, все же… Невольно резануло по сердцу, когда готовился этот материал: слишком уж тихо, камерно и как-то почти незаметно отметила Осетия этот далеко не рядовой для нашей национальной культуры юбилей. Да, понятно: в нынешнем году он совпал с целым созвездием других, не менее знаковых юбилеев, а финансирование дополнительных расходов «на культуру» – это для республиканского бюджета сегодня непросто… Но ведь, наверное, и не нужна здесь пышная помпа и «медь оркестров». Гораздо важнее другое – чтобы о таких датах просто помнили. Это нужно уже не им, корифеям, ушедшим в Вечность, а нам, потомкам…

Е. ТОЛОКОННИКОВА,
газета «Северная Осетия», 23.03.2011