Осетия Квайса



Непревзойденный мелодист и лирик Аслан КОКОЙТИ

IMG_6779-2Ольга РЕЗНИК

Многое, очень многое определяет в нашей жизни характер. Если человек легкий, веселый, добродушный, да к тому же творческая личность, то эти качества непременно найдут преломление в его произведениях. Наглядным подтверждением тому является непревзойденный мелодист, тонкий лирик, композитор и скрипач, заслуженный деятель искусств Северной Осетии Аслан КОКОЙТИ. Сегодня ему исполнилось бы 95 лет.

Аслан Ясонович в свое время, можно сказать, прямо-таки ворвался в музыкальную жизнь Осетии. Признание и известность пришли к нему на изломе 40-х годов вместе с широкой популярностью его песен «Мое солнышко» и «Колыбельная» на стихи Коста Хетагурова, «Песня юноши» на слова Нигера, а также оркестровой миниатюры «Симды фæз» («Площадь симда»). Эти сочинения звучали со сцены, лились из распахнутых окон Владикавказа, других городов и сел республики и сразу же утвердили за композитором славу яркого музыканта, крепкими нитями связанного с родной почвой.

Еще до войны, участником которой с первого до последнего дня был Аслан Кокойти (между прочим, награжден пятью боевыми наградами, в том числе медалью «За освобождение Белграда»), он окончил Тбилисское музыкальное училище, поработал артистом оркестра театра им. Руставели, Грузинского государственного симфонического оркестра, оркестра театра оперы и балета им. З. Палиашвили в Тбилиси. Музыкальная творческая стезя была выбрана Асланом Кокойти отнюдь не случайно. Заражал пример старшего брата – композитора, фольклориста, дирижера и музыкально-общественного деятеля Татаркана Кокойти, с именем которого связано становление и развитие профессиональной осетинской музыки. В двадцатых годах Татаркан Ясонович учился композиции в Тбилисской консерватории. Туда же, только в класс скрипки профессора В.Р. Вильшау, в 1937 году поступил и Аслан Кокойти.

После войны он работал концертмейстером Государственного симфонического оркестра Северной Осетии, заведовал музыкальной частью драмтеатров в Цхинвале, Дзауджикау, как в ту пору назывался Владикавказ, и… писал музыку. Асланом Ясоновичем был создан целый ряд сольных вокальных и хоровых сочинений, которые исполнялись не только у нас в Осетии, но и далеко за ее пределами. «Октябронты зарæг», «Сауцъитæ» на стихи Хадо Плиева, «Алан», «Наз бæлас», «Цъиуты загьд» на стихи А. Царукаева, песни из «Пионерской сюиты», «Терек», «Осетия моя» на стихи Ю. Полухина, «Осетия моя» на стихи М. Лаписовой – с этими произведениями на устах выросло не одно поколение осетинской молодежи.

Композитор, написавший "Пионерскую сюиту", являлся в Осетии почетным пионером.Композитор, написавший «Пионерскую сюиту», являлся в Осетии почетным пионером.

О «Пионерской сюите» для чтецов, детского хора и оркестра разговор особый. Это был настоящий гимн, так хорошо знакомый старшему поколению по летним пионерским лагерям, где они тогда отдыхали. Незабываемые пионерские сборы и костры, походы в горы, бескорыстная ребячья дружба – все это с такой любовью было воспето композитором.

Молодежи Осетии, защищавшей Родину в годы Великой Отечественной войны, была посвящена Первая симфония Аслана Кокойти для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра под названием «Юность», напоенная песенно-танцевальными мелодиями – как авторскими, так и народными.

Фольклор вообще вдохновлял композитора. На основе народной песни о герое, боровшемся с алдарами и погибшем в этой неравной борьбе, Асланом Кокойти была создана симфоническая поэма «Чермен». Народные мелодии зазвучали и в другой его симфонической поэме – «Коста», посвященной великому осетинскому поэту и художнику.

Высокую оценку получили сочинения Аслана Кокойти у известных советских музыковедов. Так, Тамара Макарова, автор статей о советских композиторах и исполнителях, после творческого отчета, с которым Аслан Кокойти выступил в 1965 году в Москве, отмечала, что его «Песнь о Чермене» «подкупает своей эмоциональностью, естественным тематическим развитием, правдивостью национального колорита, интересными гармоническими сопоставлениями, красочным использованием оркестра», а увертюра «Праздник урожая» «обращает на себя внимание своим светлым настроением, выразительным тематизмом, яркой оркестровкой». Восторг Макаровой вызвала и Рапсодия для скрипки с оркестром. Музыковед отмечала, что, будучи хорошим скрипачом, Кокойти прекрасно чувствует природу инструмента. Поэтому скрипка звучит у него «сочно и разнообразно».

На концерте на эстраде парка во Владикавказе. А.Кокойти - крайний справа, рядом - дирижер К.Баскаев.В рядах зрителей на концерте в парке во Владикавказе. А.Кокойти – крайний справа, рядом – дирижер К.Баскаев.

Другой известный советский музыковед-историк и композитор Юлий Кремлев высоко оценил пьесу Аслана Кокойти «Симды фæз» (перу композитора принадлежит несколько симфонических танцевальных миниатюр). Анализируя сочинения Кокойти, представленные на смотре творчества композиторов Северного Кавказа в мае 1959 года, Юлий Анатольевич назвал ее «подлинной жемчужиной», очень тонко сделанной и, вместе с тем, совершенно доступной.

Кстати, именно пьеса «Симды фæз» с большим успехом исполнялась не только Северо-Осетинским, но и другими оркестрами России – Московским государственным под управлением Вероники Дударовой, эстрадно-симфоническим под управлением Юрия Силантьева… И это вовсе не удивительно, потому что по-настоящему красивая музыка всегда находит своих слушателей. А именно такой и была музыка Аслана Кокойти. Она и сегодня живет среди нас и продолжает звучать, завораживая непосредственностью, светом и задушевностью.

В канун юбилей Аслана Кокойти своими впечатлениями о его творчестве с читателями сайта «Осетия-Квайса» поделились известные в республике деятели музыкального искусства.

Казбек БАСКАЕВ, дирижер, заслуженный деятель искусств России, народный артист РСО-Алания

Композитор и скрипач Аслан Кокойти был одним из тех, кто стоял у истоков осетинской профессиональной музыки. Он написал немало талантливых произведений, которые пользовались в Осетии большой популярностью. Даже если бы он ничего не написал, кроме «Симды фæз», за одно это раз и навсегда можно было влюбиться в этого автора – великолепного мелодиста…

Хорошо помню, как вместе с симфоническим оркестром я выступал на двух его авторских вечерах. Первый состоялся в 1980 году. Помню, исполнялась Симфония № 1 в четырех частях для баритона, смешанного хора и симфонического оркестра, симфоническая поэма «Коста» и увертюра «Праздник урожая», а также вокальные произведения, которые пел Юрий Бацазов.

Второй творческий вечер Аслана Кокойти проходил уже в 1987 году и был посвящен 50-летию творческой деятельности композитора. Оркестр исполнял тогда Симфонию № 2 в трех частях, симфоническую поэму «Чермен», Рапсодию для скрипки и симфонического оркестра. Звучали также вокальные произведения.

Светлые, берущие за душу мелодии Аслана Кокойти наш симфонический оркестр всегда играл с удовольствием. Многие были в восторге от его миниатюр и симфонии «Первая любовь». А я лично был влюблен в «Пионерскую сюиту» для чтецов, детского хора и оркестра в пяти частях.

Аслан Ясонович был удивительно светлым человеком, и это находило отражение в его музыке, которую мы любили, любим и будем любить.

Павел ПАНАСЯН, дирижер Театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств РСО-Алания

С Асланом Кокойти мы были хорошо знакомы, часто встречались на всевозможных совещаниях. Он был невероятно общительным, открытым, веселым человеком. О таких говорят, что у них легкий характер. Люди к нему тянулись. И он отвечал им взаимной симпатией и вниманием.

И произведения Аслана Кокойти такие же, как он сам: добрые, веселые, красивые. У него замечательные миниатюры, которые цепляют, за душу берут. А это в искусстве, поверьте, самое главное.

Ацамаз МАКОЕВ, председатель Союза композиторов РСО-Алания, заслуженный деятель искусств России, лауреат государственной премии им. К.Л. Хетагурова

С Асланом Кокойти я не был лично знаком. Помню только: однажды, когда хор училища искусств, в котором я пел, репетировал его кантату, он активно участвовал в репетиционном процессе. Дирижировал Брискин. Но и Аслану Ясоновичу не сиделось на месте. Видно было, что он переживает, волнуется. Это выдавало в нем человека неравнодушного.

Аслан Кокойти – один из крупнейших мастеров вокального жанра, один из лучших композиторов, писавших музыку для детей – детские кантаты, песни, множество хоровых произведений.

Сочинения Аслана Кокойти исполнялись во время знаменитой Декады осетинской литературы и искусства в Москве в 1960 году, где выступали наши знаменитые земляки – дирижировала Вероника Дударова, танцевала Светлана Адырхаева, где громогласно заявили о себе режиссер Юрий Леков, певец и танцор Федор Суанов, где выступал пятилетний в ту пору Сергей Песьяков. Сам этот факт уже говорит о многом.

Аслан Кокойти – известный композитор-песенник с крепким профессиональным образованием, который, помимо всего прочего, писал еще и талантливые произведения для скрипки.