Осетия Квайса



Даривший людям красоту…

… Часто думаю: мне всегда везло на хороших людей. Когда в 70-е годы теперь уже прошлого века, после учебы в Москве, я стал членом мощного творческого коллектива Союза художников Северной Осетии, какие корифеи входили в его состав – один ярче другого!

Незабвенный титан осетинской живописи и графики Азанбек Джанаев – мастер, мощь чьего таланта потрясала. Батр Калманов, Юрий Дзантиев, Борис Шанаев, Сергей Санакоев, Чермен Дзанагов, Юрий Федотов – прекрасный художник театра, Леонид Хомяков – душа-человек… И многие, многие другие мастера, уже одно общение с которыми само по себе было великолепной школой для нас, молодых художников.

Сегодня мне хочется вспомнить о замечательном человеке из этой плеяды, которого нет с нами вот уже ровно десять лет, а боль от этой горькой утраты не утихает. О коллеге и добром друге Агубе Борисовиче ИКАЕВЕ, заслуженном художнике Северной Осетии.

Уроженец Алагира, окончивший в 1963 году знаменитое Красносельское художественное училище в Костроме, блистательный мастер-ювелир, начинал он свой профессиональный и творческий путь художником по металлу на Орджоникидзевском приборостроительном заводе. Позднее отдал не один десяток лет работе в Худфонде республики. Человек не просто исключительного дарования, многогранного и разностороннего, но и поразительного обаяния и личностного магнетизма – таким он, Агубе Икаев, вспоминается сегодня тем, кому выпало счастье его близко знать. Человек очень светлый, самозабвенно влюбленный в свою профессию – и по-настоящему красивый. И душевно, и внешне…

На работу в свою мастерскую в Доме художника на улице Шмулевича он приходил всегда точно в одно и то же время – и обязательно одетым с иголочки. А царил в его мастерской и на рабочем столе идеальный порядок. Каждый инструмент знал свое, строго определенное место, откуда его можно было взять не глядя. И никогда я не видел его, Агубе Борисовича, раздраженным и взвинченным. Никогда не слышал, чтобы он о ком-то когда-либо сказал что-то нехорошее – тем более за глаза. Неизменно с улыбкой на лице, доброжелательный, легкий в движениях, подтянутый…

У нас с ним сложились не просто дружеские – братские отношения. Отзывчивый, щедрый душой, всегда готовый прийти на помощь, если кому-то рядом было трудно, он и в творчестве был так же щедр на вдохновение и выдумку. Часто, например, использовал в своих работах мотивы осетинского национального орнамента – но ни разу орнаментальные композиции в его изделиях не повторялись, не копировали одна другую.

Чаши и рога для пива, браслет «Симд», кулоны «Утренняя роса», «Щит», «Реком», женские ювелирные гарнитуры изысканной красоты, выполненные в национальном стиле, авторское холодное оружие (среди которого была и сабля, изготовленная по заказу руководства республики для подарка генсеку Леониду Брежневу, оставшемуся, как говорили, от этого подарка просто в восторге)… И эти, и многие другие работы Агубе Икаева вошли в золотой фонд осетинского профессионального декоративно-прикладного искусства.

А особую, пожалуй, гордость за него, своего земляка и друга, я испытал в свое время, когда находился в Доме творчества в старинном русском городе Переяславле-Залесском. Нас, художников из разных уголков страны, повезли тогда на экскурсию в Кострому. Помимо всего прочего мы побывали там в одном из храмов, где была устроена выставка работ студентов-прикладников из Красносельского художественного училища. И как же я был поражен, увидев, что на бирках к многим из них стояла надпись: «По оригиналу А.Б. Икаева»!

Обратился за разъяснениями к сопровождавшей нас любезной и разговорчивой пожилой женщине – научному сотруднику-консультанту. И она с глубокой теплотой начала рассказывать, что у них в училище когда-то учился такой замечательный студент с Кавказа – парень, который был гордостью своего курса и работы которого до сих пор хранятся в училищных фондах как эталонные…

А еще у Агубе Борисовича был великолепный голос, он замечательно исполнял осетинские народные песни, увлекался классической музыкой, был солистом хоровой капеллы «Иристон»…

Любовь к музыке, несомненно, перешла к нему от матери – народной артистки России, звезды Осетинского театра Серафимы Икаевой. Которую он боготворил. Одна из лучших работ в творческом наследии Агубе Икаева – настенное декоративное блюдо-панно, где запечатлена целая галерея ролей, в которых блистала на сцене его мама…

У него в мастерской всегда были под рукой гиря и гантели: он самозабвенно увлекался гиревым спортом. Крепкий, моложавый, ладно сложенный, с фигурой атлета… Его, Агубе, когда у него появились внуки, так в шутку и называли: «Дедушка-джигит» – и он этим искренне гордился. А на шумных дружеских застольях никогда не позволял себе даже лишней капли. Пил только из крохотной, не больше наперстка, серебряной рюмочки, которую для себя изготовил сам и носил в нагрудном кармане…

Светлый, солнечный, жизнерадостный человек, в моей памяти он навсегда останется одной из самых ярких личностей, которых я когда-либо знал. Его призванием было дарить людям красоту – и он делал это щедро и талантливо, как истинный художник… Осетия хранит о нем добрую и благодарную память. И не только Осетия. А если это так, то он, Агубе Икаев, продолжает жить. В своих работах – и в наших сердцах…

Михаил ДЗБОЕВ, заслуженный художник РФ, народный художник РСО–А,
лауреат Госпремии им. К.Л.Хетагурова

Фото из архива автора

 «Северная Осетия», 25.06.2013